Найти тему
изомозаика

Колоритные крестьянки Абрама Архипова. Из сурового реализма передвижников в жизнерадостную экспрессию

Безудержное буйство красок, многообразие оттенков красного, темпераментные крупные мазки, радостные и пышущие здоровьем, с искрящимися от счастья лицами героини - все это живопись кисти русского художника Абрама Ефимовича Архипова. Именно эти яркие импрессионистические портреты обычных крестьянских женщин принесли мастеру всемирную известность. Родная деревня Егорово Рязанской губернии стала прототипом множества его работ, а героями картин - люди, окружающие его с самого детства.

Портрет Архипова кисти И. Репина
Портрет Архипова кисти И. Репина

Появился на свет художник в 1862 году в семье вольноотпущенных крестьян. Фамилию Архипов получил благодаря прадеду Архипу Родионовичу Пырикову. Семья жила очень трудно и бедно, вот как сам живописец вспоминал свои детские годы:

«жили грязно и бедно», «под сенями свиньи жили», «зимой в избу мелкий скот кормить гоняли, и телят в ней от холода держали».

С юных лет Архипова увлекло рисование, его отличали трудолюбие и наблюдательность. Вскоре старательный и упорный мальчик стал обучаться у иконописцев, где и познакомился с вольнослушателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества Зайковым, который стал для него настоящим вдохновителем и первым учителем. Именно благодаря Зайкову Абрам поверил, что сможет добиться своей цели - стать профессиональным художником, он стал упорно заниматься и готовиться со своим наставником к поступлению в училище. Родители поддержали стремление сына стать художником и смогли отыскать средства, чтобы отправить его в Москву. И вот, в 1877 году пятнадцатилетний Архипов поступил в то самое Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его учителями стали именитые мастера - Перов, Прянишников, Поленов, В. Маковский...

"...Рисовали мы Антиноя с наклоненной курчавой, как шерсть барашка, головой. Несколько скучающих на нашем экзамене преподавателей безучастно посматривали на нашу пачкотню. Но вот С.И. Иванов, преподаватель скульптуры, взял у Архипова рисунок и обратил на него внимание других своих товарищей-преподавателей... Я слышал, как Иванов спрашивал Архипова — у кого он учился. Рисунок издалека мне было видно, и я заметил, что довольно интересно тронуты были черными пятнышками гипсовые кудри Антиноя", - из воспоминаний Василия Ликина, поступавшего в училище одновременно с Архиповым.

Возвращаясь на каникулы домой, Архипов пишет природу родного края, тяжелый труд крестьян. Большое влияние на живопись молодого художника оказал его учитель Василий Перов с его "правдой русской жизни". Но после смерти Перова живопись Архипова изменилась, он стал писать больше пейзажей, краски стали солнечней, а сюжеты более лирическими. И это не случайно, ведь тогда его наставником стал Василий Поленов.

Свою первую работу, жанровое полотно "Пьяница", Архипов продал Павлу Третьякову в 1883 году, это стало первым успехом молодого художника. В роли "пьяницы" для этой работы выступил отец художника Ефим Никитич, который ранее уже позировал сыну для написания портрета.

Спустя семь лет учебы в училище Архипов решил продолжить обучение в Петербургской Академии художеств, но, разочаровавшись в учебной программе, спустя полтора-два года попросился обратно в МУЖВиЗ, его прошение было принято, он продолжил обучение и выпустился в 1887 году.

Студент Архипов отличался усердием и трудолюбием, постоянно пребывая в поиске сюжетов для своих работ, бродил по разным уголкам Москвы. В 1885 году он пишет полотно "Посещение больной", за которое был удостоен серебряной медали и почетного звания "классного художника".

«Мы нередко захаживали к «Архипычу», как его звали в шутку, и эти посещения мне особенно памятны. Я впервые был в мастерской художника, у которого две картины уже висели в Третьяковской галерее — «Пьяница» и «Слепой старик», а на мольберте была уже новая — «Посещение больной», вскоре также купленная Третьяковым. Правда, настоящей мастерской у него не было... он просто снимал небольшой номер, в котором целыми днями работал, если бывал в Москве, а не у себя на родине, в рязанской деревне. Я знал тогда от учеников Училища живописи, что пьяница на третьяковской картине — не кто иной, как его отец, и что вся картина писана с натуры, в его деревне», - из воспоминаний художника Игоря Грабаря.

Спустя пять лет Архипов становится преподавателем в родном училище и вступает в Товарищество передвижников. В 1889 году он впервые представляет свои работы на передвижнической выставке. Этот выставочный год оказался весьма успешным, и молодой художник распродает почти все показанные работы.

Имя Архипова, однако, не часто упоминается в числе известных передвижников, его работы были не столь сюжетно драматичны, они больше о простой крестьянской жизни. А картина "Прачки" стала вершиной творчества живописца в рядах передвижников.

Переход в новый век стал переломным и в творчестве художника. В 1902 году он совершает поездку на Русский Север. Эти места покорили и вдохновили Архипова своей суровой северной красотой.

«Когда я впервые увидел Белое море, я почувствовал, что попал как бы опять на родину; так близко, так знакомо было все, что развернулось передо мной», - из воспоминаний художника.

Новые композиционные и живописные решения мы видим на картине "На Волге", где фоном для его героя становятся красоты родного края, заменяя собой темные и тесные стены крестьянских изб. Изменилась и живописная манера мастера, его мазок стал более свободным и широким.

На Волге, 1889
На Волге, 1889

А вот кардинально живописная манера Архипова изменилась в 1914 году, она просто взрывается мощным импрессионистическим фейерверком красок. От тщательности и выписанности ранних работ художник приходит к свободному, яркому и темпераментному письму. Образ сильной, пышущей здоровьем, счастливой русской женщины, крестьянки "кровь с молоком" в алом праздничном сарафане повторяется у художника из картины в картину. Именно эти "красные крестьянки" стали визитной карточкой художника и принесли Абраму Архипову международную известность. Он получает многочисленные звания, становится членом Ассоциации художников революционной России, народным художником Республики и действительным членом Академии художеств. С наступлением нового века Архипов с успехом экспонирует свои работы и на международных выставках в Париже, Риме, Дюссельдорфе, Мюнхене.

Не избежать было Архипову сравнения с художником, чьи крестьянские образы отличались не меньшим колоритом - Филиппом Малявиным. Архипов не скрывал свою заинтересованность и вдохновения полотнами коллеги и симпатию к ним. Однако же, работы этих двух мастеров отличаются проработкой композиции, лицами героинь и насыщенностью палитры.

"Малявин и Архипов, воплощая в образах крестьянок свои думы и представления о силе народа, ставили перед собой разные задачи, брали различные стороны многогранной русской натуры и не задавались целью создания синтеза", - отмечала Олимпиада Живова с своей книге об Архипове.

Представленный ниже образ крестьянки Малявина был позаимствован Архиповым и написал в свойственной ему манере. Художник насытил портрет разнообразными оттенками палитры, сделав его более энергичным.

Проработав в МУЖВиЗе четыре года, Архипов с 1920 года стал преподавать во ВХУТЕМАСе.

А вот семьей художнику обзавести так и не довелось, прямых потомков после себя он не оставил, вести хозяйство до конца жизни ему помогала его землячка Вера.

Незадолго до смерти Абрам сжег некоторые свои произведения. Щепетильно и критично художник относился к своим работам.

«Работал он замкнуто. Писал не всегда легко. Временами трудно и сложно добивался нужного. Не выходило — бросал, уничтожал. Показывать картины раньше времени не любил, ссылаясь на то, что все еще у него не закончено, что все написанное пустяки, не стоящие внимания. Был самолюбив и щепетилен. А.А. Рылов говорил, что на выставках до самого вернисажа щиты для его картин были пусты и заполнял он их после всех»,- писала в биографической книге Олимпиада Живова.

Ушел из жизни живописец в 1930 году в возрасте 68 лет.

Виртуоз мазка, добившийся успеха благодаря своему неутомимому трудолюбию и усердию, Абрам Архипов - художник, чьи колоритные "красные крестьянки" стали узнаваемыми и любимыми образами простой русской женщины.

"...До сих пор я не видел ни в русской, ни в иностранной живописи ничего подобного. Нельзя рассказать, в чем дело. Замечательно переданы свет и деревня, как будто вы приехали к каким-то родным людям, и когда вы смотрите на картину, вы делаетесь молодым. Картина выписана с удивительной энергией, с поразительным ритмом", - Константин Коровин о картине Архипова "В гостях".

В гостях, 1915
В гостях, 1915

Дорогой читатель! Будем очень рады видеть Вас снова на страницах нашего канала!

А пока готовятся следующие статьи, можете почитать уже опубликованные: