Найти тему
изомозаика

Виртуоз живописи двух континентов - Николай Фешин

"Вот если мой взор приковала картина –
Ах, краски, ах, тема, и…ах, настроение,
То чувство прекрасного необратимо –
То – Фешин, без слов, и картина то – гения".
Ирина Фетисова

Жизнь и творчество уникального художника Николая Фешина волею судьбы было разделено двумя континентами. Виртуозный живописец и рисовальщик, скульптор, резчик по дереву, один из лучших учеников Ильи Репина, к тому же талантливый педагог - все это Николай Фешин. Искусство стало целью и смыслом жизни Фешина, именно оно спасало его в тяжелые периоды жизни и давало новые силы для творчества. А в жизни художника было все: и признание таланта, и нищета, и большая любовь, счастливая семейная жизнь и предательство, потеря родины, забвение и обретение нового дома и славы на чужбине, в далекой Америке.

Родился Николай Иванович Фешин в Казани 8 декабря 1881 года. Отец художника Иван Фешин был резчиком иконостасов и имел собственную мастерскую. Вероятно, резчиком отец был отличным, так как его мастерская не раз получала серебряные награды «за высокое качество работ и разнообразие рисунков». Когда Николаю было четыре года, случилась беда, он тяжело заболел менингитом, жизнь ребенка висела на волоске, и тогда, по семейной легенде, рассказанной в "Автобиографии" самим художником, надежда была лишь на чудо. Домой была принесена из Благовещенского собора чудотворная Тихвинская икона Богоматери. И чудо случилось, болезнь отступила, мальчик пошел на поправку. Но болезнь все же оставила свой след на здоровье ребенка, Николай стал замкнутым, игры со сверстниками стали ему не интересны, он больше времени стал проводить в мастерской отца. В своем альбоме шестилетний Коля рисует сложные орнаменты, а в девять лет, уже работает в мастерской отца, принимает и выполняет заказы. Любит мальчик бродить и по родным окрестностям с альбомом, в котором делал зарисовки, особенно нравилось ему рисовать лошадей. Но случилась новая напасть, отец разорился, талантливый резчик оказался не столь удачливым предпринимателем, за долги продается вся имеющаяся собственность семьи, в том числе и мастерская. И чтобы как-то прокормить родных, глава семьи вынужден ездить на заработки по ближайшим деревням, оставляя семейство в крайней нужде в городе.

Николаю все же удается получить начальное образование в публичной школе. В тринадцать лет будущий художник заработал свои первые 10 рублей за чертеж иконостаса, на эти деньги был пошит школьный костюм. В Казани в 1895 году открывается художественная школа, куда подросток был принят, отец очень хотел видеть своего сына художником. Приходит очередное испытание в жизнь мальчика, его мать Прасковья Фешина, измученная нуждой, бросает сыновей Николая и младшего Павла и уезжает к родителям в Кострому. Отец тоже не может остаться в Казани и помогать сыну, так 14-летний подросток остался сиротой при живых родителях. Настали тяжелые времена для Николая, жизнь впроголодь, без постоянных заработков, единственная небольшая помощь было от дяди, который владел скипидарным заводом.

В Казанской художественной школе Фешин учится до 1900 года, а дальше юноша отправляется покорять Санкт-Петербург, где поступает в Императорскую Академию художеств. Вначале своего обучения Николай Фешин был определен в группу профессора Петра Мясоедова. Чтобы как-то прожить в большом городе и заработать на кусок хлеба, Николай берется за случайные заказы: эскизы афиш, программки для балов, пригласительные билеты, а на каникулах подрабатывает учителем рисования. Но в 1903 году юноше повезло попасть в мастерскую к Илье Репину, одну из самых популярных среди студентов. Еще во время учебы в Академии, у Фешина формируется собственная широкая, фактурная и свободная манера письма. В своем фирменном стиле художник написал "Даму в лиловом".

Для работы Фешин взял уже записанный холст, его основа просвечивала сквозь фон нового портрета, тем самым усложняя цветовую гамму, делая ее немного абстрактной. Главное для художника было показать индивидуальность модели, поэтому он детально и точно написал лицо девушки. Именно за эту работу Николай получил малую золотую медаль на международной выставке в Мюнхене. Илья Репин впоследствии называл Фешина «наиболее талантливым в числе современных живописцев». Именно он заложил базу для дальнейшего творческого становления Фешина, его знакомства с импрессионизмом. Вот как сам художник вспоминает о своем великом учителе:

"…Как я вспоминаю, Репин никогда не подавлял своим мнением индивидуальности студента, напротив, как большой художник, он всегда ценил в нём более или менее оригинальное… Он никогда не пытался «учить», считая это ненужным для людей с техническим опытом и типом мышления, которыми студенты уже были, поступая в Академию. Однако его советы как мастера всегда имели исключительную ценность и силу логики. Казалось, что он видит не только работу, но и душу художника".

Но настоящую известность в России Фешин получил после показа своей дипломной работы "Капустница" в 1909 году, а уже настоящий фурор произвела картина “Черемисская свадьба”. Обе картины - это своеобразный коктейль из импрессионизма, передвижничества и фирменной фешинской техники.

Кстати, на выставке в Питтсбурге в 1910 году "Черемисскую свадьбу" приобрёл американский финансист и коллекционер Уильям С. Стиммел.

В 1909 году Николай Фешин окончил с отличием Академию художеств, что давало возможность молодому дарованию на пенсионную поездку за границу. И весной 1910 года Фешин впервые покинул Россию, отправившись в путешествие, побывал в Германии, Австрии, Италии, Франции. И уже после путешествия по Европе, Николай возвращается в Казань, где ему предложили преподавать в родной художественной школе. Фешин удачно совмещал преподавание с написанием картин, особенно увлек художника портрет. Он пишет портреты знакомых, друзей, студентов художественной школы. В этот один из самых плодотворных для художника периодов появляются настоящие шедевры - “Портрет Вари Адоратской” и великолепная “Дама в розовом” (Портрет Н. Подбельской).

В 1913 году Николай Иванович женится на своей ученице Александре Белькович, дочери первого директора художественной школы, а через год у пары рождается единственная дочь Ия. Теперь жена и дочурка Ия становятся любимыми моделями художника.

Несмотря на то, что Фешин живет на периферии, он активно выставляется на престижных выставках в России и за рубежом. А в 1916 году его принимают в состав Императорской Академии художеств. Но февральские события 1917 года внесли свои коррективы в удачную творческую карьеру и спокойную семейную жизнь художника. В школе, где он преподавал, в самый разгар зимы отключили отопление, потом случается пожар, но к счастью, мастерскую Фешина все же удалось эвакуировать. Под этим впечатлением супруги решают перебраться из города и покупают дом недалеко от Казани. Можно сказать, что революция по большому счету не затронула семью Фешина, так как среди его учеников на тот момент были влиятельные в новой власти люди. В 1919 году голод и тиф унесли обоих родителей художника, а вскорости он и сам заболевает туберкулезом. Фешин теряет частных заказчиков, и чтобы как-то прокормить семью, он берет официальные заказы и пишет по фотографиям портреты представителей новой власти. Фешин испытывает душевный и творческий кризис.

"Я чувствовал, как день ото дня я бесполезно терял мою творческую энергию, поскольку искусство использовалось только в целях пропаганды", - писал Фешин.

Художник все чаще задумывается об эмиграции в США, для этого он использует все свои связи. И вот уже 1 августа 1923 году семейство Фешиных прибывает на другой континент. В Америке художник с семьей обосновался в Нью-Йорке, он снова много пишет, а еще занимается преподаванием в Академии искусств при Гранд Сентрал Галлерис. На этих занятиях переводчицей была его жена, ведь Фешин не знал английского языка. Одной из первых работ, написанных художником после приезда в Америку был "Портрет Джека Хантера", коллекционера живописи, служащего крупной страховой компании из Питтсбурга, который очень помог Фешину в его переезде.

Творчески плодотворным для художника оказался нью-йоркский период: многочисленные выставки, преподавание, внимание со стороны коллекционеров. Вот он успех, но проблемы со здоровьем (обострившийся туберкулез) заставляют художника искать более подходящий по климату город, выбор пал на Таос в штате Нью-Мексико. В Таосе Фешин пишет пейзажи, выезжая на пленэры, а также создает множество портретов местных аборигенов, это мексиканцы и мексиканки, индейцы и индианки, а еще художник занимается резьбой, создает несколько деревянных и гипсовых скульптур, увлекается керамикой, беря уроки у местной индейской мастерицы.

В Таосе дочь Ия смогла получить неплохое образование. Заказов было много, картины хорошо продавались, благодаря помощи художников цены на работы мастера росли. А еще Фешин купил участок земли, на котором было два дома, в маленьком стали жить всей семьей, а большой он переделывал в течение шести лет.

Сколько труда и любви было вложено в него, ведь Фешин использовал для его переустройства все свои навыки: резчика, скульптора, плотника и даже строителя, ведь он делал его для своих самых любимых женщин. Жизнь налаживалась, но к сожалению Николаю Фешину так и не довелось провести в своем новом детище остаток жизни. Очередное предательство... Жена Александра, единственная любовь художника, потребовала развода, по официальной версии она вдруг захотела свободы и самостоятельности, вообразив что только таким образом может реализоваться как настоящий писатель. Фешин тяжело переживал этот развод. Вот отрывок из письма художника к своему брату в Россию:

"Я бы хотел знать, что случилось с нашей семьей за эти 10 лет. Сам я с Ийкой живу теперь в Калифорнии. Не могу похвастаться, что был очень счастлив за последние 3 года с тех пор, как развелся с Шурой, или, вернее, она развелась с нами. Увлекшись одним поэтом, сама захотела быть писательницей. Ты знаешь ее взбалмошный характер, поставила все вверх дном. Изломала мне жизнь. Не шутка проживши с человеком больше 20 лет начинать строить жизнь сначала. Было нестерпимо больно... Конечно, при разводе она взяла все ценное, что было приобретено мной здесь в Америке, и мы теперь с Ийкой настоящие бездомные бродяги. Исковеркала и нам и себе жизнь и мается теперь, стараясь доказать и себе и всем, что она великий гений..."
Семья Фешиных, Нью-Йорк, 1924 г.
Семья Фешиных, Нью-Йорк, 1924 г.

Но писательницей она так и не стала, в 1937 году издала одну книжку «Шаги в прошлое», интрижка с молодым поэтом закончилась и остаток своей жизни она провела в том самом доме в Таосе, продавая картины бывшего мужа и перебираясь подачками.

Фешин прожил в Таосе семь лет, и только в 1931 году получил американское гражданство. Дом Фешиных в Таосе сейчас преобразован в музей художника и включен в перечень национальных и исторических памятников США.

Фешин не раз предпринимал попытки возобновить отношения с бывшей супругой, но они оказались безуспешны. А вот переезд в Калифорнию, вместе с дочерью для Фешина стал удачным. Ия не смогла простить матери предательство, и осталась с отцом. Художник даже предпринимает еще одну попытку создать свой дом, уже только для них двоих, но к сожалению, вместе они прожили недолго, Ия выросла и вышла замуж, покинув большой дом. Фешин продает жилище и покупает небольшую студию в Санта-Монике, где и проживет последние двадцать лет. В эти годы художник не только пишет, но еще и преподает, путешествует, бывая в Мексике, Японии, на Бали. Последние годы жизни Фешин провел в одиночестве, дочь изредка навещала его, сбережения заканчивались и художник жил на небольшие заработки от частных уроков. Незадолго до смерти Фешин написал автобиографию, она публиковалась только на английском языке в небольших выдержках.

Умер Николай Иванович Фешин 5 октября 1955 года, в возрасте 73-х лет во сне, не дожив и пары месяцев до рождения внучки, названной в честь деда Никоэлой. А на мольберте его остался недописанный пейзаж. За всю жизнь русский гений создал более 2000 потрясающих работ, большая часть которых находится на родине художника, в Казани.

"Истинное искусство не может принадлежать только одному времени или одному течению. Сама жизнь делает нужный ей отбор, отбрасывая все лишнее. И этот нужный жизни отбор остается навечно нашим мудрым наставником. Накопленный таким образом вековой опыт намечает нам путь в неведомое будущее".
Николай Фешин
Фешин за работой над портретом
Фешин за работой над портретом

P. S. В 1976 году Ия Фешина по завещанию отца перезахоронила его прах на родине, в Казани, а в 2011 году в Казань был перезахоронен и прах самой Ии Фешиной.