Найти тему

Мифы и реальность семейного образования

Оглавление

Мы онлайн-семья! Так уж получилось, что я – одиноко воспитывающая многодетная мама. Счастливая мама замечательных четверых детей. Младшим 7 и 9 лет, они учатся, соответственно, во втором и третьем классах. А старшим 11 и 13 — это пятый и шестой класс. И да, мы учимся дома, дети на семейном обучении. Я же вечная студентка — повышаю квалификацию и прохожу переподготовку на базе высшего образования.

Дистанционное обучение открывает массу возможностей и расширяет границы, а онлайн-аттестация даёт свободу. Моя работа не привязана к месту и времени, поэтому ребятки спокойно посещают развивающие кружки, компьютерные курсы и бассейн. А дополнительное образование — художественное отделение школы искусств.

Конечно, мы вызываем много вопросов у общества и подозрение органов опеки. Практически каждый день сталкиваюсь с людьми, которые не знают об иных формах образования или имеют о них ложное представление, путают семейное обучение с домашним и даже дистанционным. Постараюсь развеять мифы и внести ясность в часто возникающие вопросы у несведущих.

Миф первый: неорганизованные дети и безответственные родители

Например, в родительских чатах речь заходит, например, о том, что занятия переносятся и будут после пятого урока. Или выходит информация о каникулах. Я искренне удивляюсь, ведь мы уже давно забыли, что это такое! А в словах родителей читается возмущение, некоторые даже спрашивают: как это дети в школу не ходят? А чем же занимаются тогда весь день? Дескать, бедные они, деградирующие. Куда смотрит отдел образования? Это всё неблагополучные семьи, на кол таких родителей!

Вообще-то деградацией у нас принято считать залипание детей в телефонах, и мои «семейники» не исключение. Но! Учащиеся на очной форме играют не меньше, я-то знаю. В игры по Сети они как раз таки и рубятся вместе.

-2

Полдня у нас занимает дополнительное образование, это ещё пока мы без репетиторов справляемся. Школьную программу можем осваивать в любое комфортное время для ребёнка: хоть ранним утром до завтрака, хоть перед сном, лёжа в кровати. Вспоминаю год учёбы в школе и домашнюю работу до 12 ночи и подъёмом в 5 утра, чтобы в чистовик переписать. Страшные истории. Такие же есть и из моего детства… Сколько слёзок было пролито при переписывании тетрадей — чтоб чисто, чтоб без помарок. Сколько времени и нервных клеток погублено у родителей.

Семейное обучение, хоть и не новшество, но уже прокачанная форма обучения. Это как новая марка стиральной машины по сравнению с ручной стиркой. Раньше ведь теряли массу времени, энергии и сил. Почему же мы не возвращаемся к этому способу? Потому что в современном мире технологический прогресс подарил нам свободу от тазиков и стиральных досок. Загрузил вещи, закинул капсулу, нажал на кнопку и забыл! Так же и во всём, глупо отказываться от прогресса. Пользуясь его благами, мы освобождаем время на милые сердцу дела. Однако многие ли из вас используют его всегда с пользой? Вот и дети так же, каждый деградирует по-своему.

-3

Про благополучность можно отдельную статью писать. Как-то давала интервью на такую тему и поняла, что это самый большой и тяжёлый ярлык. Просто, наверное, так удобнее обществу. Если бы мы посещали бюджетное образовательное учреждение, то как многодетная семья имели бы массу льгот. Например, проезд, питание, подарки детям на Новый год и День знаний в нашем районе. Но когда ты на семейной форме, то сам по себе, сам за себя. Никаких скидок на онлайн-курсы и прочих благ нет. Книги и материалы по программе стоят денег, так же, как и онлайн-аттестация. Но это наш выбор, и он не от неблагополучности.

Миф второй: мы окончим школу со справкой. А как же ЕГЭ?

Заблуждение от непонимания и недостаточного знания процесса. Мы живём в 150 км от столицы. Дети для онлайн-аттестации прикреплены к московской школе. А я учусь в Московской академии сельского хозяйства. И да, до чего дошёл прогресс! Как в мультике «Трое из Простоквашино»: вашу маму и тут и там показывают! Это же прекрасно — для обучения нет необходимости постоянного присутствия. Дистанционные технологии, электронные зачётные книжки. Медиатеки заменили библиотеки. Мы бережём главные ресурсы: время, энергию, здоровье. Пересдачу никто не отменял. На семейной форме образования можно окончить программу 11 классов раньше на год и использовать этот период для подготовки к экзаменам.

Дети на семейном образовании для сдачи единых экзаменов могут выбрать бюджетную или частную школу. Кстати, сдача промежуточной аттестации в онлайн-режиме — это те же тесты. Детям даже проще будет морально подготовиться и сдать ЕГЭ.

-4

Миф третий: ребёнок не проходит по здоровью из-за проблем с психикой, поэтому не ходит в школу, как все «нормальные» дети

Имеет место быть. Вот тут и есть различие между семейным и домашним обучением по показанию врачебной комиссии. Да, все детки разные. Есть случаи, когда родители видят отставание в развитие ребёнка и, оберегая его от стресса, переводят на семейную форму обучения. Неврологические расстройства, типа СДВГ, весьма распространены среди детей и взрослых. В мире полной компьютеризации, начиная с детского садика, подобный диагноз можно поставить каждому второму. Но и это не показания к домашнему обучению.

-5

Что же выходит? 50–60% ребятишек в классе имеют трудности концентрации и поддержания внимания. Здесь нужен индивидуальный подход, но в классе с 25–30 учащимися это нереально. А прибавим сюда ещё гиперактивность и импульсивность (симптомы СДВГ — чрезмерная двигательная активность и несдержанность). Получается, что они и сами не могут усвоить информацию, и вторую часть класса отвлекают. Раньше бы от таких детей просто «избавились», чтобы не портить статистику. Но коррекционных групп на всех не хватит. Так и выходит, что каждый класс наполнен чуть более особенными детками, но коррекции там никакой не происходит. А попросту выживание получается. Так и у нас — есть ребятишки с проблемой усидчивости, дислексии и те, что бегут вперёд по учёбе. У каждой семьи множество причин перейти на семейное обучение, начиная от вероисповедания и заканчивая буллингом.

Миф четвёртый: нет социализации, дети растут некоммуникабельными

Видите ли, дополнительное образование и выход на улицу, посещение кружков и секций, на которые у ребёнка на семейной форме обучения времени больше, никто не отменял. Мы ведь не в лесу живём, в конце концов. Неужели детей, не посещающих школу офлайн, можно узнать по тому, как они прячутся при виде людей или падают в обморок, когда с ними начинают разговаривать незнакомцы? Ещё ни одного ребёнка мы не покусали, а вот во время работы с подготовишками после садика у меня такие случаи были. Мы можем определить успешность социализации по интеграции в общество. На каждом этапе взросления критерии будут разные, и зависит это больше от микроклимата, в котором воспитывается ребёнок, его самооценки и уверенности в себе. Иногда мне кажется, что школа тут может сыграть даже отрицательную роль.

-6

Миф пятый: ребёнок не сможет учиться в институте, ведь школа — фундамент для дальнейшего роста человека

Считать, что садик или школа в принципе фундамент чего-либо, на мой взгляд, большое заблуждение. Так нам вбивали на протяжении долгого времени. А вот сейчас уже начинают менять политику, говоря родителям в лоб, что школа — это цемент, а не фундамент. Вспомогательный элемент, не более. Школа не берёт на себя ответственности. У меня после окончания школы первые пары в институте взрывали мозг! Аудитории, огромные группы, преподаватели-деканы, сессии и форма подачи информации. Всё, начиная с порога, контрастно иное. Чем же поможет адаптации в институте 10-летний одинаковый режим в школе? Я думаю, это слишком навязано обществом, от наших родителей ещё пошло. Тогда с садика всей группой переходили в один класс, а по окончанию школы с друзьями выбирали общую на всех профессию. Жили в одном общежитии, и всё было бы здорово в этой истории, если бы так было раньше, но не сейчас.

Для тех, кто чётко знал, чего хочет, было легко принять решение и двигаться дальше хоть в тех условиях, хоть в наше время. Но всегда есть процент детей, поступивших куда-то за компанию вместе с подружками или просто с большинством. За это у нас особо не осуждают и не переживают, даже если позже ребёнок всё осознал и определился наконец с профессией, но получил другое образование. Жертва социальной системы общества. Таких примеров, увы, множество, а вот рассказов о детях, непоступивших в вуз после семейного обучения, я пока не слышала.

Автор: Наталья Пахомова, педагог-психолог дошкольного образования, мама четверых погодок, трое на СО

Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн

Центр «Хочу Учиться» помогает семьям, которые выбрали семейную форму обучения для своих детей тогда, когда им нужно (по закону) прикрепить их к школе для прохождения промежуточной школьной аттестации.
Центр «Хочу Учиться» помогает семьям, которые выбрали семейную форму обучения для своих детей тогда, когда им нужно (по закону) прикрепить их к школе для прохождения промежуточной школьной аттестации.

Подписывайтесь на канал. Будьте в курсе семейного образования.

Читайте другие статьи автора: