449 подписчиков

Карьерный план копирайтера: как его составить и превратить развитие в игру — пошаговая инструкция от практика

Благодаря карьерному плану вы перестанете писать тексты за 100 ₽ за 1000 знаков, сможете отказаться от придирчивых заказчиков и не будете бояться, что вас заменят нейросети. Делимся, как составить такой план и не забросить.

Советами поделилась Наталия Харланова — автор в телеграм-канале «Дайджест копирайтера».

Благодаря карьерному плану вы перестанете писать тексты за 100 ₽ за 1000 знаков, сможете отказаться от придирчивых заказчиков и не будете бояться, что вас заменят нейросети.

Чем полезен карьерный план-игра

Изменить отношение к рутине. Некоторые задачи могут выглядеть как что-то обязательное и не всегда интересное. В игровом подходе мышление меняется. Задачи — это мой выбор.

«Я сама составила план, определила уровни, которые хочу достичь, и двигаюсь с интересом. Есть азарт стремиться к новому, потому что в плане я описала, что на другом уровне мне будет лучше и интереснее».

Научиться делать всё неидеально. Перфекционизм часто снижает мотивацию. Если не получилось сразу и хорошо — значит, «не моё». Но когда стремишься к конкретному уровню и знаешь, что осталось чуть-чуть — есть силы всё преодолеть.

«Воспринимаю своё развитие как игру: если не могу пройти сразу "сложный уровень", то делаю несколько попыток, а не сворачиваю с пути».

Пошаговая инструкция, как составить карьерный план

1. Оцените ваш текущий уровень

Выпишите все навыки, которые применяете на текущей позиции. Можно разделить их на сильные и слабые. Если трудно это сделать самостоятельно, попросите коллег или руководителя дать вам обратную связь.

«Мне как раз помогла обратная связь коллег. Какие-то действия и навыки стали привычными, и я уже не видела в них ценности. А другие люди обратили на них моё внимание».

2. Определите цель, куда расти

Горизонтально. Повышаете экспертизу на текущем месте или хотите перейти на смежную должность: например, из копирайтера в маркетологи.

Вертикально. Здесь вы стремитесь в более масштабные задачи и управление — например, стать главредом.

3. Разбейте цель на уровни

Например, вы мечтаете руководить целой редакцией как главред. Но для этого недостаточно развить парочку навыков и быстро им стать: нужен путь подлиннее. Поэтому здесь будет несколько ступеней: редактор → шеф-редактор → главред. Так выделите основные уровни своего развития.

«Когда я выбирала горизонтальное развитие в компании, тоже разбивала его на уровни. Сначала "качала" навыки для базового уровня. Затем для повышенного развивала скилы "со звёздочкой": брала больше ответственности в новых проектах и задачах, где от меня требовались только базовые навыки».

4. Определите набор навыков для каждого уровня

С этим списком скилов вы регулярно сверяетесь. Сделали всё из текущего уровня — переходим к следующему.

Допустим, вы определили, что редактору нужно контролировать работу авторов и объяснять задачи. Уровень «шеф-редактора» предполагает поиск проектов и переговоры с заказчиками. А главред уже следит за всеми процессами. Теперь это короткое описание позиций представьте в виде разных навыков. Можно поискать описание вакансий или обратиться к коллегам, которые уже работают на таких позициях.

«Ещё я разделяю софт и хард скилы внутри каждого уровня. Это удобно, потому что где-то навыки могут пересекаться. Например, умение договариваться пригодится почти везде, поэтому я могу унести его на другую ступень».

5. Выберите инструменты развития

Теория. Подберите лекции, вебинары, книги, которые нужны для развития навыков. Обратитесь за экспертизой к коллегам, которые работают на вашей желаемой позиции.

Обучающего и свободного контента достаточно много. Разобраться в каком-то вопросе мне помогает наш канал — регулярно читаю подборки "Дайджеста" и отмечаю много полезного.

Практика. Она должна занимать основное время для развития навыков и перехода между уровнями.

Чтобы понять ваши успехи в практике, ставьте количественные задачи. Например, тезис «хорошо редактировать» сложно измерить — это качественная оценка. А вот получить хороший фидбэк от редактора за 5 текстов — это уже измеримый показатель.

Обратная связь. Хорошо, если есть коллеги, которые могут объяснять, что у вас получается хорошо, а что не очень. Если такой обратной связи нет, всегда можно самостоятельно сверяться с планом и проверять, насколько успешно и быстро выполняете задачи.

6. Укажите сроки

Дедлайны могут подстраховать вас от рассеянности и привычного поведения. Впишите сроки в своё текущее расписание: укажите даты для достижения каждого навыка и уровня.

Ставьте себе нестрогие дедлайны. Учитывайте свою постоянную нагрузку, которая может замедлять выполнение плана.

«Например, когда я устроилась редактором базы знаний, то не планировала за 3 месяца участвовать во нескольких проектах. В новой роли я дала себе время освоиться, привыкнуть к процессам, стать уверенной в задачах на своём "базовом уровне" и уже потом двигаться дальше».

Корректируйте сроки, если понадобится. Это нормально, если на середине пути я понимаю, что переоценила свои ресурсы. Спокойно отношусь к тому, что не успеваю развить навык за определённое время — просто сдвигаю дедлайны. Так же работает и в другую сторону: что-то у меня получается быстрее, чем я ожидала, поэтому могу «приблизить» сроки.