Если мы проанализируем Указы и выступления Президента России, то можно сделать вывод, что одной из важнейших целевых установок является повышение уровня жизни населения. В Указе «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 года №204 в преамбуле установлено: «В целях осуществления прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации, увеличения численности населения страны, повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания, а также условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека постановляю».
В Указе «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» от 21 июля 2020 года №474 в преамбуле эта же целевая установка вновь повторена: «В целях осуществления прорывного развития Российской Федерации, увеличения численности населения страны, повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания, а также раскрытия таланта каждого человека постановляю».
В этой связи представляется интересным рассмотреть вопрос доходов и расходов жителей Петербурга, как один из важных факторов повышения их уровня жизни. Для этого рассмотрим данные Петростата. В 2019 году номинальные доходы возросли на 5%, в 2020 году – на 4%, в 2021 году – на 17%, в 2022 году – на 14%. В 2022 году доходы составили 4,2 трлн. рублей. Удельный вес оплаты труда наемных работников составил 65% в 2022 году. Это все номинальные показатели, и они достаточно положительные.
Теперь рассмотрим динамику реальных денежных доходов населения. Реальные располагаемые денежные доходы населения — это денежные доходы минус обязательные платежи (налоги и сборы, проценты по кредитам и т. д.), скорректированные на индекс потребительских цен (инфляцию). В 2019 году прирост показателя составил 1,5%, в 2020 году – 0,8%, в 2021 году – 9,8%, в 2022 году – 0,5%. Видно, что реальные доходы растут значительно медленнее, чем номинальные.
Теперь перейдем к рассмотрению факторов, создающих предпосылки для снижения роста реальных денежных доходов населения Петербурга. Можно начать с кредитов, так как проценты по кредитам вычитаются из номинальных денежных доходов населения и этим уменьшают его реальные доходы. Как растет задолженность по кредитам, предоставленным физическим лицам – резидентам в рублях и валюте в нашем городе? В 2019 году задолженность составила 960 млрд. рублей, в 2020 году – 1098 млрд. (прирост на 14%), в 2921 году – 1384 млрд. (прирост на 26%), в 2022 году – 1523 млрд. (прирост на 10%). В 2022 году на каждого жителя города от младенцев до стариков приходится расчетно долг в сумме более 270 тыс. рублей. Кредитная задолженность населения города превышает бюджет города, она составляет более 15% от ВРП города. Высок удельный вес задолженности по кредитам в объеме денежных доходов: в 2019 году – 31%, в 2020 году – 35%, в 2021 году – 35%, в 2022 году – 35%. Почему население достаточно сильно увеличивает кредитную задолженность? Можно предположить, что ему не хватает средств на текущее потребление, которое население считает нормальным для себя. На что же решается население влезая в кредиты? Это высокие ставки кредитования: средневзвешенная процентная ставка по кредитам, предоставленным кредитными организациями физическим лицам сроком до 1 года по данным ЦБ РФ составила в декабре 2019 года 14,8% (в целом по стране), в декабре 2020 года – 13,4%, в декабре 2021 года – 13,5%, в декабре 2022 года – 17,4%. Это очень высокие ставки. Наметилась еще одна крайне негативная тенденция: скорость роста реальных денежных доходов значительно меньше скорости роста кредитной задолженности населения. В 2020 году темп прироста реальных денежных доходов составил 0,8%, а прирост кредитной задолженности – 14%. В 2021 году эти показатели были соответственно 9,8% и 26%, в 2022 году 0,5% и 10%. Продолжение этой тенденции может привести к массовому банкротству заемщиков и обострению социальной напряженности на этой основе. Но пока объем просроченной задолженности по кредитам, предоставленным физическим лицам – резидентам в рублях и валюте, не растет достаточно быстро: в 2020 году – 36,3 млрд. рублей, в 2021 году – 37 млрд. (на 2%), в 2022 году – 39,6 млрд. (на 2%). Это обнадеживает. Тем не менее, можно предположить, что опережающий рост кредитной задолженности по сравнению с ростом реальных денежных доходов может свидетельствовать о неудовлетворенности жителей города существующим уровнем жизни в нашем городе.
Примерно 60% объема кредитной задолженности физических лиц приходится на ипотечные жилищные кредиты. Рассмотрим последние данные ЦБ РФ по ипотечным жилищным кредитам по Петербургу в сентябре 2023 года: средневзвешенный срок кредитования составил свыше 300 месяцев, средневзвешенная ставка – 7,5%. Это означает, что 25 лет заемщик будет выплачивать банкам сумму кредитной задолженности. Это означает, что эти средства будут уменьшать как номинальные доходы этого гражданина, так и его реальные доходы. На счетах эскроу заморожено почти 400 млрд. рублей по состоянию на август 2023 года.
Явными бенефициарами этого процесса являются банки и строительные организации. Это видно из динамики показателей сальдированного финансового результата (СФР - прибыль минус убыток до налогообложения). По данным ЦБ РФ в строительстве СФР составил в 2019 году минус 3,1 млрд. рублей, в 2020 году – 24,7 млрд. рублей, в 2021 году – 8,2 млрд. рублей, в 2022 году – 43,5 млрд. рублей (рост более, чем в 5 раз), в августе 2023 года – 127,4 млрд. рублей (рост почти в 5 раз по отношению к августу 2022 года).
СФР, полученный действующими кредитными организациями Петербурга, составил в 2019 году 189 млрд. рублей, в 2020 году – 84,5 млрд. рублей, в 2021 году – 281,9 млрд. рублей (рост более, чем в 3 раза).
Показатели роста прибыли у строителей и банкиров очень и очень большие, у них прибыль увеличилась в разы на фоне единиц процентов в остальных видах экономической деятельности. Рост достаточно высокий. К сожалению, в 2022 году ЦБ РФ перестал приводить показатель прибыли банков в своем сборнике.
Какой вывод можно сделать из вышеприведенного анализа? В частности, можно предположить, что усилиями строителей и банкиров в городе образована чрезвычайно благоприятная предпринимательская среда на законодательном и исполнительском уровнях для их развития. С одной стороны, это неплохо. Строительные организации совместно с банками достаточно успешно решают задачу обеспечения жителей города жильем. Ежегодно вводятся в эксплуатацию свыше 3 миллионов квадратных метров жилья, а это свыше 70 тыс. квартир, а также поликлиники, школы больницы. С другой стороны, многие социальные проблемы города не решаются на основе этого господствующего подхода: жилье – только за деньги. Количество семей, состоящих на учете на получение жилья с 2010 года по 2021 год сократилась лишь вдвое: с 217 тыс. семей до 116 тыс. семей. В коммунальных квартирах проживали по состоянию на 2021 год 62 тыс. семей, число этих семей по сравнению с 2010 годом сократилось лишь также примерно вдвое. Эту вековую проблему города (начиная еще с царского времени) в принципе можно было бы решить за год – два при нынешних темпах строительства. Это был бы исторический шанс решить поставленную Президентом России задачу о прорывном социально-экономическом развитии, поставленную в вышеупомянутых Указах.
Какой вывод можно сделать из приведенного выше анализа? Финансовые средства перетекают от населения к банкам и строителям и этим создаются предпосылки для снижения как реальных доходов населения, так и уровня жизни граждан. Таким образом, замедляется решение важнейшей задачи, поставленной Президентом России, по повышению уровня жизни населения. Возникает вопрос: что делать? Для обсуждения можно предложить следующее: правительству города перейти к строительству социального жилья за счет бюджета и возможного привлечения средств организаций. После этого предоставлять его отдельным категориям граждан в социальную аренду. Таким образом можно увеличить номинальные доходы населения путем снижения уровня его закредитованности и создать предпосылки для повышения уровня жизни населения города. На этой основе можно решать другие важные социальные задачи. Например, повысить рождаемость в городе. Например, предоставлять молодым семьям при рождении первого ребенка однокомнатную квартиру на условиях социального аренды, при рождении второго – двухкомнатную и так далее. Не секрет, что естественный прирост населения в городе с 2019 года превратился в естественную убыль населения, что является крайне негативной тенденцией, свидетельствующей о сравнительно низком уровне жизни в нашем городе. Другой важной социальной задачей является привлечение в город высококвалифицированных специалистов, например, в области технологий шестого технологического уклада – нанотехнологий, биотехнологий, информационных технологий. Предприятия и организации могли бы предоставлять им жилье на правах социальной аренды участвуя в долевом строительстве города. Но против этого предложения скорее всего выступят строители и банки, так как это приведет к сокращению их прибыльности.
Теперь перейдем к рассмотрению индекса цен в жилищно – коммунальном хозяйстве города (ЖКХ). Как было указано выше реальные располагаемые денежные доходы населения — это денежные доходы минус обязательные платежи (налоги и сборы, проценты по кредитам и т. д.), скорректированные на индекс потребительских цен (инфляцию). Иными словами, затраты горожан на услуги ЖКХ уменьшают реальные денежные доходы населения. Известно, что цены и тарифы на услуги ЖКХ, как правило, ежегодно повышаются. Для примера возьмем данные Петростата за 2022 год. Содержание и ремонт жилья подорожало на 3,6%, наем жилья вообще вырос в три с лишним раза, эксплуатационные расходы подорожали на 3,5%, вывоз коммунальных отходов подорожал на 41%, водоснабжение и канализация – на 10%, отопление - на 12%, электроэнергия – 14%, газ – на 11%. Можно предположить, что без этого повышения они просто разорятся.
Теперь рассмотрим сальдированный финансовый результат в производстве, передаче и распределении электроэнергии (источник – Росстат): 2020 год – 28 млрд. рублей, 2021 год – 41 млрд. рублей (прирост 46%), 2022 год – 40 млрд. рублей (примерно на уровне, но уровень сам по себе высокий), январь – июль 2023 года – 34 млрд. против 28 млрд. за соответствующий период предыдущего года (прирост на 21%). Можно сказать, что это очень неплохие показатели и они растут опережающими темпами по сравнению с ростом цен. Иными словами – рост цен не является определяющим фактором роста прибыли и, следовательно, может быть исключен. Эту интересную мысль хотелось бы проверить на практике, но это вряд ли возможно при существующем уровне монополизации в этих видах экономической деятельности.
Теперь рассмотрим более обобщенный показатель - СФР в обеспечении электрической энергией, газом, паром и кондиционированием воздуха. В 2020 году СФР составил 35 млрд. рублей, в 2021 году – 48 млрд. (прирост 37%), в 2022 году – 53 млрд. (прирост 37%), в августе 2023 года – 51 млрд. против 36 млрд. за соответствующий период предыдущего года (прирост 41%). Также можно сказать, что это неплохие показатели увеличения прибыли. Они также растут опережающими темпами по сравнению с ростом цен. Подтверждается предыдущий тезис: рост цен не является определяющим фактором роста прибыли и, следовательно, может быть исключен.
При всем этом правительство города своими решениями вводит для населения дополнительные поборы, например, платные парковки. Этим также создаются предпосылки для снижения уровня жизни горожан. По сути, правительство вынуждает жителей переставать пользоваться личным автотранспортом для поездок по городу. Лозунг: автомобиль – это не роскошь, а средство передвижения превращен в свою противоположность: автомобиль – это роскошь для немногих жителей. Если следовать необходимости выполнения требований Президента Росси по необходимости повышения уровня жизни, то задача правительства должна быть совершенно иной: необходимо обеспечить всех (!) автомобилистов парковочными местами, а для отдельных категорий жителей (пенсионеры, многодетные семьи, инвалиды) – бесплатными парковочными местами. Нужно упорядочить размещение парковочных мест во дворах, нужно активно строить автостоянки. В современных условиях обеспечение граждан парковочными местами должно рассматриваться наравне с обеспечением жильем, школами, больницами и прочими виды социальной инфраструктуры.
После всех этих рассуждений и предположений можно задать ехидный вопрос, вынесенный в заголовок статьи: где деньги, Зин, на все эти благие пожелания? Рассмотрим доходную часть бюджета (источник – Комитет финансов). В 2020 году доходы бюджета составили 670 млрд. рублей (прирост – 4,8%), в 2021 году – 843,3 млрд. (прирост 25%). О причинах этого скачка роста доходов я писал в предыдущей статье. В 2022 году доходы составили 1162,9 млрд. (прирост 38%). По сути дела, бюджет захлебывается от резкого роста доходов. Возникает вопрос: а как эти огромные доходы используются? В 2020 году бюджет был исполнен с дефицитом в 39 млрд. рублей – неплохой вариант. Но в 2021 году профицит составил 47 млрд. рублей – эти средства остались на счетах и не были фактически направлены на развитие города. В 2022 году профицит бюджета составил уже 119 млрд. рублей. Фактически это означает, что правительство города снизило на эту сумму платежеспособный спрос бюджета на товары и услуги и этим создало предпосылки для снижения ВРП и соответствующего снижения уровня жизни горожан. При этом правительство занимает еще деньги у банков в долг: в 2020 году государственный долг правительства составил 85 млрд. рублей, в 2021 году – 85 млрд. рублей, в 2022 году – 88 млрд. рублей. А возвращать долги нужно с процентами. В чем экономический смысл сложившегося положения, когда в 2022 году профицит бюджета составил 119 млрд. рублей, а при этом госдолг составил 88 млрд. рублей. По существу, госдолг не был задействован для развития города и это обусловило безвозвратные потери средств бюджета на выплату процентов.
Какие напрашиваются выводы? Первое: можно предположить, что тезис многих фильмов, сводящийся к констатации того, что при съемках фильма ни одно животное не пострадало, относится и к итогам выполнения бюджета: наверное, ни один чиновник не пострадал за недостатки в использовании бюджета. Второе – можно выразить сочувствие правительству в том, что свалившаяся на него огромная прибавка по доходам разбалансировала бюджет. При этом эта прибавка возможно непредсказуемо зависит от игры цен на мировых рынках и может как расти, так и сокращаться. Например, в августе 2023 года доходы бюджета не возросли, а снизились по отношению к августу 2022 года: 749 млрд. против 807 млрд. соответственно. Учитывать ее в планировании бюджета достаточно сложно. Третье и самое важное: в решении задачи, поставленной Президентом России, по повышению уровня жизни населения можно использовать дополнительные резервы. Предложения для обсуждения этих резервов, возможно дискуссионные, изложены в данной статье.