- Мариночка, у вас с вентиляцией в квартире нормально?
- Да где же нормально. Камни падают, шуршат. Проверила – листочек наклеила. Раньше как знамя на ветру болтался, а теперь висит как простыня на балконе.
- И у нас та же самая история. Давай ку остальных соседей по стояку поспрашиваем.
Обошли Марина и Светлана всех соседей, у всех та же история.
- Ох, Марина, ноги болят. Это ж мы снизу вверх пешком все 16 этажей прошли.
- Да, Света, накачали мышцы.
- У нас же на чердаке ремонт был?
- Так это не наш чердак, а какие-то нежилые помещения. Пойдем утром в управляющую компанию, спросим у домоуправа, что это там. А то столько лет тихо было. И вот – сююююприиииз.
Сходили, узнали:
- Дамочки, это нежилые помещения, проданы еще на стадии котлована. Дважды перепродавались. И вот – Валентина купила, ремонт сделала.
- Как продали часть технического этажа? Это же долевая собственность всех живущих! И там общедомовые коммуникации идут. Сейчас вентиляция, а дальше отопление и вода?
- Так не мы продали.
- Вентиляцию заставьте сделать.
- Мы уже ходили. Там замечательный ремонт. Напишем предписание, но делать ничего не будет.
- А мы тогда в суд пойдем, с другими соседями, если не восстановит.
Но новая собственница – Валентина, сказала:
- Мои помещения. Что хочу, то и делаю. Сейчас я буду все рушить. Это вы почаще окна открывайте, проветривайте квартиры.
И подали несколько соседей коллективный иск к Валентине о приведении нежилых помещений в первоначальное состояние, запрете использования помещений не по назначению.
В суде выяснилось, что помещения были разделены, прорублены окна в несущих конструкциях, сделаны маленькие студии, с ваннами и кухнями, которые Валентина успешно сдает.
- А согласования? Это же нежилые помещения.
Согласований не было.
- Мы требуем провести строительно-техническую экспертизу, поставив на разрешение эксперта вопросы: каково предназначение нежилых помещений, расположенных на техническом этаже; имеются в них тепловые, водосточные, инженерные коммуникации; относятся ли нежилые помещения к общедомовому имуществу; имеется ли перепланировка, отличная от технической документации, нарушена ли система вентиляции.
- Да вы что, истцы. Какая экспертиза? Эдак суд еще несколько лет будет идти. Ходатайство отклоняю, - махнул рукой судья.
Суд первой инстанции решил – Валентина обязана привести в первоначальное состояние самовольно реконструированные нежилые помещения, восстановить нарушенные вентиляционные каналы, приведя их в соответствие с технической документацией, действующей до реконструкции.
Дело дошло до Верховного суда РФ.
- Нет, решили –то вы все верно, только решение еще исполнить надо. И почему отклонили ходатайство о проведении экспертизы? Зря, очень зря. Надо же знать, что там расположено и порушено.
Таким образом, судом при разрешении спора не установлены юридически значимые обстоятельства по делу, а именно функциональное назначение спорных нежилых помещений на момент ввода вышеуказанного жилого дома в эксплуатацию, в частности были ли они сформированы в качестве самостоятельных объектов, предназначены ли они для обслуживания более одного жилого помещения. Указанные обстоятельства не были определены в качестве юридически значимых для правильного разрешения спора, они не вошли в предмет доказывания по делу и не получили правовой оценки суда.
Дело вернули на пересмотр и доработку в районный суд. Судья, вздохнув, назначил экспертизу. И дело до сей поры приостановлено.
*имена взяты произвольно
Определение Верховного суда РФ от 18.04.2023 по делу № 18-КГ22-141-К4 (ссылка тут)
Центральный районный суд г. Сочи, дело № 2-3422/2023 (ссылка тут)
Берегите себя и своих близких. И не забывайте подписываться на автора.