Разбираемся, стоит ли на них тратить время и деньги вместе с экспертом.
Многие с надеждой упростить выход на торговые площадки тратят иногда баснословные суммы на прохождение различного обучения, но стоит ли оно того?
«Легкий старт, готовая стратегия и получение прибыли уже через N дней…» — подобные заманчивые обещания можно услышать от авторов курсов по продажам на маркетплейсах.
Верить им или нет, рассказала Ольга Богданова, руководитель юнита маркетплейсов digital-агентства Комплето.
«Вперед на маркетплейсы за первым миллионом»
Сейчас из «каждого утюга» можно услышать, что продажи на маркетплейсах — это «отличная возможность заработать много-много денег».
Популярность онлайн-площадок продолжает расти, да и они сами вкладывают немало средств в свое продвижение. Разумеется, 4-5 лет назад появились предприимчивые люди, желающие заработать на обучении по продажам на маркетплейсах.
К сожалению, большая часть таких курсов не несет ожидаемой пользы. Берегите свое время и деньги, учтите следующие факты:
- селлеров, которые реально добились успеха, не так уж много;
- маркетплейсам выгодно развивать своих продавцов, поэтому площадки сами предоставляют достаточно материалов для обучения;
- есть несколько категорий подобных курсов:
- от авторов, которые ориентируются на новичков, жаждущих приобрести «волшебную палочку», от взмаха которой бизнес пойдет в гору. Чаще всего слушателям в подобном случае предоставляют информацию, которая лежит на площадках в свободном доступе;
- от действительно успешных селлеров, которые, опираясь на свой опыт, делятся какими-то лайфхаками, результатами тестирования и гипотезами, полученными в результате упорного труда вложения собственных средств;
4. изменения на маркетплейсах происходят чаще, чем обновляются данные обучающих курсов.
Разберем пункты подробнее, чтобы вы смогли корректно оценивать предложения и не попались на удочку «инфоцыган».
Действительно успешных селлеров мало
Это подтверждает статистика.
Аналитики российского сообщества селлеров MGPO, аналитического сервиса Shopstat и «Модульбанка» провели исследование, результаты которого удивили многих: больше половины продавцов на Wildberries и Ozon реализуют товар на 30 тыс. в месяц, и эта цифра снижается. Успешных селлеров мало: менее 8% с оборотом от 500 до 1 млн.
Что важно, не афишируется число «мертвых душ» среди продавцов, не ведущих активные продажи. По данным Wildberries, в 2022 году на площадке было более 840 тыс. селлеров, но вот сервис Shopstat подсчитал продавцов с количеством продаж от 30 в месяц, и их оказалось всего 192 215. Разница в цифрах шокирует.
Поэтому продавцов маркетплейсов можно условно поделить на три категории:
- Производители, владельцы брендов или импортеры зарубежных торговых марок на территорию РФ, продвигающие свои товары в определенных продуктовых категориях.
- Немалое число бизнесменов, решивших, что можно взять какой-то товар, начать его продавать на маркетплейсе и практически сразу «набить карманы» прибылью. Чаще всего это люди, которые поверили призыву «заработать на маркетплейсах могут все».
- Опытные бизнесмены, которые изначально понимали преимущества работы на маркетплейсах. Они обладают инвестиционными возможностями, обширными знаниями в области продаж, разбираются в экономике, бухгалтерии и аналитике, умеют выстраивать взаимодействие с поставщиками.
Прежде, чем «зайти» на маркетплейсы, они предварительно просчитали риски, потенциал продаж и юнит-экономику.
Таких селлеров не более 18%. Они реализуют товары в разных категориях, и вот их опыт полезен и должен быть интересен новичкам.
Приведенные цифры помогают понять, что не стоит верить заманчивым обещаниям «инфоцыган».
Опыт представителей второй группы продавцов, которых более 50% от общего числа, показывает, что не так-то легко выйти на маркетплейсы, а уж тем более сразу добиться успеха.
Маркетплейсы заинтересованы в «прокачке» селлеров
Агентство Data Insight предоставило интересный рейтинг — Топ-100 крупнейших российских интернет-магазинов. Некоторые из них можно назвать маркетплейсами, потому что они позволяют другим продавцам размещать товары в их каталогах. Рейтинг возглавляют Wildberries, Ozon, Яндекс Маркет, ДНС и Ситилинк.
Каждая из этих площадок уникальна и имеет свои нюансы: особенности регистрации, правила оформления и размещения карточек товаров, методы продвижения и так далее.
Значит, чтобы начать работу на любой из них, надо изучить все ключевые моменты.
Дело в том, что подобная информация как раз-таки эта есть в открытом доступе на каждой площадке.
К примеру, Wildberries, Ozon и Яндекс Маркет — самые крупные российские маркетплейсы, прикладывают много усилий для своего развития и продвижения, поэтому им выгодно, чтобы их продавцы развивались вместе с ними.
Ozon постоянно улучшает юзабилити своей платформы, сервисы, личные кабинеты. На ней есть обширная база знаний и даже курсы для продавцов (например, дающие базовые аналитические и экономические навыки). После их прохождения каждый может получить сертификат Озонолога и не только лучше продвигать свои товары, но и стать наемным специалистом по маркетплейсам.
Также селлеры могут посещать вебинары и конференции от Ozon, чтобы лучше понять нюансы работы, получить ответы на вопросы, узнать больше про опыт успешных продавцов.
Яндекс Маркет в плане обучения тоже не отстает: раздел Яндекс Справка содержит ответы на основные вопросы продавцов. Также Маркет предлагает базовый обучающий курс, проводит вебинары, конференции и другие мероприятия для поддержки и обучения пользователей.
Что немаловажно, вся информация с площадки доступна без регистрации в качестве продавца.
У Wildberries активностей не так много, но есть раздел с инструкциями в личном кабинете селлера, которые периодически обновляются. Этого достаточно для формирования базового представления о работе на площадке.
Как видите, площадки предоставляют основную информацию по работе на них. Главное — изучать, делать выводы и поэтапно.
Так есть ли смысл платить «инфоцыганам» за то, что есть в свободном доступе?
Все курсы для новичков рассчитаны на тех людей, которые не хотят самостоятельно разбираться в большом количестве информации, анализировать и делать выводы.
Но даже в этом случае лучше заложить бюджет на экспертов или агентства, которые не только помогают в выходе и продвижении, но и предоставляют гарантии на свои услуги.
Если база уже изучена, как углубить знания?
Если вы понимаете, что базовых знаний недостаточно, нужны новые идеи для развития, то можно пройти обучение от селлеров-лидеров в своих нишах.
Надо только учитывать, что материалы от них в основном содержат примеры из их собственного опыта. Материалы, которые помогают именно масштабироваться и не включают начальную информацию.
Зато все полученные таким образом данные можно проанализировать и адаптировать под свой бизнес, ведь они 100% проверенные.
Поэтому чаще всего такие курсы стоят гораздо выше остальных на рынке.
Но учтите, цена — не всегда показатель качества.
Подходите к выбору рационально и вдумчиво: задавайте вопросы организаторам, спрашивайте об опыте спикеров, поищите информацию и отзывы бывших учеников в сети, соцсетях или сообществах продавцов.
Дарим полезность: недавнюю статью «Как выйти на Ozon с нуля» (вдруг вы ее пропустили).
Маркетплейсы — динамичная сфера
О динамичности и постоянном развитии маркетплейсов необходимо помнить.
Информация о работе на них обновляется практически каждый день, и данные с сегодняшней лекции завтра уже могут стать неактуальными.
Наши советы будущим селлерам и тем, кто уже продает на маркетплейсах:
- прежде всего изучите информацию, которую предлагает сама площадка;
- мониторьте все изменения, своевременно внедряйте их в свою работу и старайтесь посещать все вебинары, конференции и другие мероприятия;
- если же хотите «прокачать» свой бизнес, масштабировать его или углубить свои профессиональные знания, то лучше обращайтесь к проверенным экспертам и коучам.
Успехов и до связи!
p.s. Еще больше новостей про digital-маркетинг можно найти в нашем telegram-канале.