Найти в Дзене
Eurasia Inheritors

Деньги есть, но под спудом!

Автор Сергей Солодовник

На днях Президент Мирзиёев провёл совещание по сельскому хозяйству. Согласно анализу, в этом году в 41 хлопково-текстильном кластере урожай превысил 40 центнеров, а в 9 — менее 30 центнеров. В Джизакской, Кашкадарьинской, Наманганской, Самаркандской и Ташкентской областях из-за низкой производительности и высокой себестоимости рентабельность не превышала 10—11 процентов.

Есть также положительный опыт. Например, в кластере «Навбахор» в Навоийской области новый зарубежный сорт хлопчатника даёт в среднем более 70 центнеров урожая с гектара, себестоимость которого почти в два раза ниже, чем в Джизакской области.

Аналогично указаны новые подходы к производству семян хлопчатника. Так, в одном из районов каждой области с низким баллом бонитета, недостаточным доступом к воде и урожайностью менее 30 центров будет разрешён ввоз семян хлопчатника урожайностью более 70—80 центнеров. Также будет прекращена посадка сортов урожайностью менее 30 центнеров с заменой на новые высокоурожайные, разработанные семеноводческими институтами.

Всё, как и везде на постсоветском аграрном пространстве. Торможение, неэффективность и низкая урожайность. Вкупе с низким уровнем вторичной переработки сырья. Просто в ходе анализа под руководством президента был обнаружен главный фактор большинства болячек.

«Средства, привлечённые от международных финансовых организаций, не используются в полной мере. Хотя эти средства привлекаются на 20–25 лет, банки выделяют их предпринимателям на 5—7 лет. Срок рассмотрения проектов для предоставления кредита длится до одного года. Из-за ограниченности направлений использования эти ресурсы малоинтересны предпринимателям».

На входе — длинные и дешёвые кредиты. На выходе в реальную экономику — короткие и труднодоступные кредиты. Наверное, внутреннюю банковскую систему надо менять. И делать это радикально.

Пока решение принято половинчатое, в духе известной модели «ручного управления»:

«Эти ресурсы должны распределяться на привлекательных как для банков, так и для предпринимателей условиях. Принято решение, что срок кредитов на сельскохозяйственные проекты будет продлён до 15 лет с трёхлетним льготным периодом, а их рассмотрение сократится до 2 месяцев».

Почему два месяца на рассмотрение? Внутренним банкам-посредникам явно не хватает компетенции и специализации. Постсоветская практика опробовала два варианта. Раздавать кредиты через казначейство, это полностью ручное управление. И второй вариант — заточить под крупные проекты существующий Агробанк РУз.

В Китае есть Agricultural Bank of China. В РФ — Россельхозбанк. А чем занимается их коллега в РУз?

Для бизнеса предлагаются: автокредиты и пополнение оборотки наличными под 26%, суммы мизерные. Делом бы заняться! Сельхозбизнесом.