Найти тему

Готовимся к ОГЭ. Задание 2. Простое глагольное сказуемое

Оглавление

Простое глагольное сказуемое на самом деле не такое уж и простое. Оно тоже доставляет нашим ученикам немало хлопот.

Теория

Сказуемое — главный член предложения, обозначающий действие, состояние или признак предмета, названного подлежащим.

Сказуемое отвечает на вопросы: что делает предмет?, какой (каков) он?, что это такое?, кто это такой?

У сказуемого есть два значения — лексическое и грамматическое:

  • лексическое – то, что говорится о подлежащем (смысл);
  • грамматическое – форма наклонения, времени, числа, лица, рода.

В простом глагольном сказуемом оба значения заключены в одном глаголе (сочетании слов).

Способы выражения ПГС

1) Одним словом

Глаголом в форме одного из наклонений:

Брат читал книгу. (Изъяв. накл.)

Брат прочитал бы книгу. (Условное накл.)

Брт, прочитай книгу. (Повелит. накл.)

  • Глагольным междометием:

Он бряк со стула.

  • Инфинитивом:

Как заиграла музыка, так он сразу плясать.

2) Сочетанием слов

  • Сложным будущим временем:

Мы будем учиться в школе.

  • Повторением глагольной формы:

Он всё читает и читает.

  • Повторением глагольной формы с частицей ТАК:

Он сказал так сказал.

  • Повторением глагола в разных формах или однокоренных глаголов:

Читать не читаешь, а книгу в библиотеку не сдаёшь.

Мы ждём не дождёмся гостей.

  • Смысловым глаголом с вспомогательной глагольной формой:

Он возьми да согласись.

  • Двумя глаголами в одинаковой форме (один — для обозначения действия, другой — цели этого действия):

Пойду прогуляюсь по берегу.

  • Глаголом с частицами ТАК, БЫЛО, ЗНАЙ СЕБЕ:

Я собрался было в поездку, да все билеты уже раскупили.

  • Фразеологизмом — нечленимым сочетанием, которое нельзя разделить на действие и объект и можно заменить одним словом: принять участие, прийти в себя, впасть в ярость, забить тревогу, иметь возможность, иметь намерение, иметь обыкновение, иметь право, изъявить желание, гореть желанием, приобрести привычку, счесть необходимым и т.п.

Я сгорел со стыда за свой поступок (= стыдился).

Он вышел из себя (= разозлился).

Трудности, которые испытывают ученики

1. Нахождение простого глагольного сказуемого, выраженного формой сложного будущего времени или повелительного наклонения с частицами «пусть», «пускай», «давай» и др.

  • Нужно научить девятиклассников видеть в предложениях слова-сигналы: буду (будем, будешь, будете, будет, будут). Если в предложении есть слово «быть» в одной из личных форм будущего времени и при нём стоит инфинитив - это ПГС (буду решать, будешь помнить, будете тренироваться).
  • Сигналами также являются слова «пусть», «пускай», «да», «давай», «давайте». В сочетании с глаголом они образуют форму повелительного наклонения, которая является ПГС (давай решим, пускай горит, пусть говорят).
  • Не лишним будет также напомнить ребятам о частице «бы», которая образует форму условного наклонения глагола и вместе с ним входит в состав сказуемого (решил бы, сходили бы).

2. Нахождение простого глагольного сказуемого, выраженного фразеологизмом.

Важно донести до учеников мысль о том, что фразеологизм — нечленимое сочетание, которое нельзя разделить на действие и объект и можно заменить одним словом.

Например.

Он постепенно исчезал, уносимый на юг, и ледяные поля зашуршали и тоже пришли в движение. (=задвигались)

Наиболее прочными и многообразными являются его связи с литературой, и это находит своё прямое подтверждение в возросшем значении сценария, который лежит в основе картины. (=подтверждаются)

Важную роль в его образовании играют тектонические движения, сила тяжести, плотность и состав горных пород, деятельность вулканов и текучих вод. (= влияют)

Пшеница имеет большое значение примерно для половины человечества. (=влияет)

Для того чтобы девятиклассники научились видеть фразеологизмы и отличать их от свободных словосочетаний, рекомендую давать задания такого типа.

Задание 1

В каком предложении из пары сказуемое(ые) выделено(ы) верно?

  1. Явзялсебя в руки и остался на месте.

Он украсил себя стружками и взял в руки бубен.

  1. Вдруг вперёд нас бросилось испуганное звуками стадо.

Мне бросилось в глаза старое тряпьё в углу прихожей.

  1. Ты упустил из виду самое главное.

Я не удержал в руках птичку и упустил её.

  1. Мой спутник словно сквозь землю провалился.

Зверь провалился в яму, вырытую охотниками.

Задание 2

Подчеркните сказуемые.

  1. С завтрашнего дня вы будете гулять по утрам.
  2. Пусть каждый узнает об этой новости.
  3. Люди пахать, а мы руками махать.
  4. Наша команда открыла счёт в соревнованиях.
  5. Эта мысль привела её в ужас.
  6. Он выходит из себя по любому поводу.
  7. Растревоженный охотниками, лев впал в ярость.
  8. Дети приняли участие в выставке художественного творчества.
  9. Я буду иметь в виду ваше предложение о сотрудничестве.
  10. На кону стояла жизнь человека.

А это тестовые задания из ОБЗ ФИПИ, которые можно предложить для отработки нахождения подлежащих и ПГС.

Синтаксический анализ. Прочитайте текст.

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

(1)Закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой. (2)Последний луч солнца ещё касается их верхушек, а у подножия сосен уже темно и глухо. (3)Бесшумно летают и словно заглядывают в лицо летучие мыши. (4)На западе ещё тлеет зорька, в зарослях волчьих ягод кричит выпь. (5)Вот и озеро.

  1. Закат пылает, золотит (предложение 1)
  2. Луч солнца касается (предложение 2)
  3. Мыши заглядывают (предложение 3)
  4. Тлеет, кричит (предложение 4)
  5. Озеро (предложение 5)

Упражнение 6

Синтаксический анализ. Прочитайте текст.

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

(1)Часами он бродил после бури по берегу и спасал, кого ещё можно спасти. (2)Он радовался, видя, как рыба, брошенная в воду, уплывала, весело махнув хвостом. (3)Он радовался каждый раз, когда полууснувшие рыбы, плававшие в воде боком или брюшком, в конце концов оживали. (4)Подбирая на берегу большую рыбу, Ихтиандр нёс её к воде. (5)Рыба трепетала в его руках, а он смеялся и уговаривал её не биться и потерпеть ещё немного.

  1. Он бродил (предложение 1)
  2. Рыба уплывала (предложение 2)
  3. Он радовался (предложение 3)
  4. Ихтиандр нес её (предложение 4)
  5. Он уговаривал не биться и потерпеть (предложение 5)

Упражнение 7

Синтаксический анализ. Прочитайте текст.

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

(1)Мы разбрелись поодиночке и только перекликаемся друг с дружкой. (2)Понемногу корзины наполнились доверху, да и сами мы наелись досыта. (3)Однако обед все-таки нужен. (4)Маруся расстелила на траве сложенную вдвое газету, положила на нее хлеб, соль и яйца, сваренные вкрутую. (5) С аппетитом мы съели всё и растянулись на траве.

  1. Мы разбрелись (предложение 1)
  2. Мы наелись (предложение 2)
  3. Обед нужен (предложение 3)
  4. Маруся расстелила (предложение 4)
  5. Съели и растянулись (предложение 5)

Для подготовки к заданию 2 ОГЭ можно использовать наше новое пособие.

Пособие для подготовки к заданию 2 посвящёно синтаксическому анализу (грамматическая основа) и соответствует изменениям 2023/24 года. 54 страницы.

Пособие состоит из нескольких разделов:

1) Теория по темам «Подлежащее. Способы выражения подлежащих», «Простое глагольное сказуемое», «Составное глагольное сказуемое», «Составное именное сказуемое», «Синтаксическая роль инфинитива». Теория представлена в удобной форме в виде коротких правил и таблиц. Ко всем теоретическим положениями даны примеры.

2) Задания из «Открытого банка заданий» ФИПИ:

· задания на основе предложений (32 предложения);

· задания на основе текстов (12 текстов).

3) Задания на основе авторских текстов (30 текстов).

4) Ответы ко всем заданиями с разборами и пояснениями.

За основу этой книги взяты материалы из нашего пособия прошлого года, которые были переработаны, существенно дополнены и изменены в соответствии с новой моделью ОГЭ.

Новое пособие могут использовать учителя, репетиторы, ученики для подготовки к заданию 2 ОГЭ.

Материалы и идеи для ваших уроков на канале "Учительская мастерская", в группе ВК и на сайте.