Простое глагольное сказуемое на самом деле не такое уж и простое. Оно тоже доставляет нашим ученикам немало хлопот.
Теория
Сказуемое — главный член предложения, обозначающий действие, состояние или признак предмета, названного подлежащим.
Сказуемое отвечает на вопросы: что делает предмет?, какой (каков) он?, что это такое?, кто это такой?
У сказуемого есть два значения — лексическое и грамматическое:
- лексическое – то, что говорится о подлежащем (смысл);
- грамматическое – форма наклонения, времени, числа, лица, рода.
В простом глагольном сказуемом оба значения заключены в одном глаголе (сочетании слов).
Способы выражения ПГС
1) Одним словом
Глаголом в форме одного из наклонений:
Брат читал книгу. (Изъяв. накл.)
Брат прочитал бы книгу. (Условное накл.)
Брт, прочитай книгу. (Повелит. накл.)
- Глагольным междометием:
Он бряк со стула.
- Инфинитивом:
Как заиграла музыка, так он сразу плясать.
2) Сочетанием слов
- Сложным будущим временем:
Мы будем учиться в школе.
- Повторением глагольной формы:
Он всё читает и читает.
- Повторением глагольной формы с частицей ТАК:
Он сказал так сказал.
- Повторением глагола в разных формах или однокоренных глаголов:
Читать не читаешь, а книгу в библиотеку не сдаёшь.
Мы ждём не дождёмся гостей.
- Смысловым глаголом с вспомогательной глагольной формой:
Он возьми да согласись.
- Двумя глаголами в одинаковой форме (один — для обозначения действия, другой — цели этого действия):
Пойду прогуляюсь по берегу.
- Глаголом с частицами ТАК, БЫЛО, ЗНАЙ СЕБЕ:
Я собрался было в поездку, да все билеты уже раскупили.
- Фразеологизмом — нечленимым сочетанием, которое нельзя разделить на действие и объект и можно заменить одним словом: принять участие, прийти в себя, впасть в ярость, забить тревогу, иметь возможность, иметь намерение, иметь обыкновение, иметь право, изъявить желание, гореть желанием, приобрести привычку, счесть необходимым и т.п.
Я сгорел со стыда за свой поступок (= стыдился).
Он вышел из себя (= разозлился).
Трудности, которые испытывают ученики
1. Нахождение простого глагольного сказуемого, выраженного формой сложного будущего времени или повелительного наклонения с частицами «пусть», «пускай», «давай» и др.
- Нужно научить девятиклассников видеть в предложениях слова-сигналы: буду (будем, будешь, будете, будет, будут). Если в предложении есть слово «быть» в одной из личных форм будущего времени и при нём стоит инфинитив - это ПГС (буду решать, будешь помнить, будете тренироваться).
- Сигналами также являются слова «пусть», «пускай», «да», «давай», «давайте». В сочетании с глаголом они образуют форму повелительного наклонения, которая является ПГС (давай решим, пускай горит, пусть говорят).
- Не лишним будет также напомнить ребятам о частице «бы», которая образует форму условного наклонения глагола и вместе с ним входит в состав сказуемого (решил бы, сходили бы).
2. Нахождение простого глагольного сказуемого, выраженного фразеологизмом.
Важно донести до учеников мысль о том, что фразеологизм — нечленимое сочетание, которое нельзя разделить на действие и объект и можно заменить одним словом.
Например.
Он постепенно исчезал, уносимый на юг, и ледяные поля зашуршали и тоже пришли в движение. (=задвигались)
Наиболее прочными и многообразными являются его связи с литературой, и это находит своё прямое подтверждение в возросшем значении сценария, который лежит в основе картины. (=подтверждаются)
Важную роль в его образовании играют тектонические движения, сила тяжести, плотность и состав горных пород, деятельность вулканов и текучих вод. (= влияют)
Пшеница имеет большое значение примерно для половины человечества. (=влияет)
Для того чтобы девятиклассники научились видеть фразеологизмы и отличать их от свободных словосочетаний, рекомендую давать задания такого типа.
Задание 1
В каком предложении из пары сказуемое(ые) выделено(ы) верно?
- Явзялсебя в руки и остался на месте.
Он украсил себя стружками и взял в руки бубен.
- Вдруг вперёд нас бросилось испуганное звуками стадо.
Мне бросилось в глаза старое тряпьё в углу прихожей.
- Ты упустил из виду самое главное.
Я не удержал в руках птичку и упустил её.
- Мой спутник словно сквозь землю провалился.
Зверь провалился в яму, вырытую охотниками.
Задание 2
Подчеркните сказуемые.
- С завтрашнего дня вы будете гулять по утрам.
- Пусть каждый узнает об этой новости.
- Люди пахать, а мы руками махать.
- Наша команда открыла счёт в соревнованиях.
- Эта мысль привела её в ужас.
- Он выходит из себя по любому поводу.
- Растревоженный охотниками, лев впал в ярость.
- Дети приняли участие в выставке художественного творчества.
- Я буду иметь в виду ваше предложение о сотрудничестве.
- На кону стояла жизнь человека.
А это тестовые задания из ОБЗ ФИПИ, которые можно предложить для отработки нахождения подлежащих и ПГС.
Синтаксический анализ. Прочитайте текст.
Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
(1)Закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой. (2)Последний луч солнца ещё касается их верхушек, а у подножия сосен уже темно и глухо. (3)Бесшумно летают и словно заглядывают в лицо летучие мыши. (4)На западе ещё тлеет зорька, в зарослях волчьих ягод кричит выпь. (5)Вот и озеро.
- Закат пылает, золотит (предложение 1)
- Луч солнца касается (предложение 2)
- Мыши заглядывают (предложение 3)
- Тлеет, кричит (предложение 4)
- Озеро (предложение 5)
Упражнение 6
Синтаксический анализ. Прочитайте текст.
Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
(1)Часами он бродил после бури по берегу и спасал, кого ещё можно спасти. (2)Он радовался, видя, как рыба, брошенная в воду, уплывала, весело махнув хвостом. (3)Он радовался каждый раз, когда полууснувшие рыбы, плававшие в воде боком или брюшком, в конце концов оживали. (4)Подбирая на берегу большую рыбу, Ихтиандр нёс её к воде. (5)Рыба трепетала в его руках, а он смеялся и уговаривал её не биться и потерпеть ещё немного.
- Он бродил (предложение 1)
- Рыба уплывала (предложение 2)
- Он радовался (предложение 3)
- Ихтиандр нес её (предложение 4)
- Он уговаривал не биться и потерпеть (предложение 5)
Упражнение 7
Синтаксический анализ. Прочитайте текст.
Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
(1)Мы разбрелись поодиночке и только перекликаемся друг с дружкой. (2)Понемногу корзины наполнились доверху, да и сами мы наелись досыта. (3)Однако обед все-таки нужен. (4)Маруся расстелила на траве сложенную вдвое газету, положила на нее хлеб, соль и яйца, сваренные вкрутую. (5) С аппетитом мы съели всё и растянулись на траве.
- Мы разбрелись (предложение 1)
- Мы наелись (предложение 2)
- Обед нужен (предложение 3)
- Маруся расстелила (предложение 4)
- Съели и растянулись (предложение 5)
Для подготовки к заданию 2 ОГЭ можно использовать наше новое пособие.
Пособие для подготовки к заданию 2 посвящёно синтаксическому анализу (грамматическая основа) и соответствует изменениям 2023/24 года. 54 страницы.
Пособие состоит из нескольких разделов:
1) Теория по темам «Подлежащее. Способы выражения подлежащих», «Простое глагольное сказуемое», «Составное глагольное сказуемое», «Составное именное сказуемое», «Синтаксическая роль инфинитива». Теория представлена в удобной форме в виде коротких правил и таблиц. Ко всем теоретическим положениями даны примеры.
2) Задания из «Открытого банка заданий» ФИПИ:
· задания на основе предложений (32 предложения);
· задания на основе текстов (12 текстов).
3) Задания на основе авторских текстов (30 текстов).
4) Ответы ко всем заданиями с разборами и пояснениями.
За основу этой книги взяты материалы из нашего пособия прошлого года, которые были переработаны, существенно дополнены и изменены в соответствии с новой моделью ОГЭ.
Новое пособие могут использовать учителя, репетиторы, ученики для подготовки к заданию 2 ОГЭ.
Материалы и идеи для ваших уроков на канале "Учительская мастерская", в группе ВК и на сайте.