Найти тему
Sarov_walks

Саров модернистский. Микрорайоны на проспекте Музрукова

Продолжаю серию публикаций о модернистском периоде в истории архитектуры нашего города в газете Новый город. На их сайте вышел материал о том как менялся облик города после утверждения нового генплана в 1973 году. Рассказываю там про микрорайоны на Силкина и Бессарабенко и некоторые знаковые постройки 1970-1980-х годов.

Но одному небольшому району я бы хотел уделить больше внимания, к тому же, как оказалось, онлайн-прогулку по нему в этом блоге я так и не публиковал. Речь, конечно же, о проспекте Музрукова, одной из самых узнаваемых улиц нашего города.

ПРОСПЕКТ МУЗРУКОВА

С принятием нового генплана в 1973 году большая стройка развернулась в Заречной части города, на месте Старофинского поселка начали расти многоэтажки. Про то, как выглядела эта часть города до 1973 года я рассказывал в статье о деревянных поселках с которых начался Саров.

От старого поселка с его финскими домиками, радиальной структурой и улицами-лучами осталось только один коттедж и направление улицы Московской, ставшей большим модернистским проспектом. В 1979 году часть этой улицы от улицы Зернова до нового моста через Сатис была переименована в честь Б.Г. Музрукова, руководителя КБ-11 с 1955 по 1974 годы, первого почетного гражданина Арзамаса-16, как тогда назывался наш город.

Наложение планировок Старофинского поселка и новых микрорайонов
Наложение планировок Старофинского поселка и новых микрорайонов

Новая застройка полностью игнорировала предыдущую структуру поселка, предлагая более передовую микрорайонную планировку территории, формируя два независимых архитектурных ансамбля. Микрорайоны на проспекте Музрукова расположились на сложном рельефе, что позволяло сделать композицию застройки интереснее.

ВОСТОЧНЫЙ МИКРОРАЙОН

У восточного микрорайона в основе симметричная структура. Полукругом выстроенные высокие башни из красного кирпича, обрамляют длинный фасад девятиэтажного дома, спускающегося с горы.

Это, к слову, самый длинный дом в Сарове. Сплошная белая стена ритмично прерывается цветными лоджиями, снизу усиливаясь мощным стилобатом с магазинами. Стилобат спускается по рельефу, увеличиваясь в южной части до двух этажей и почти отделяется от основного объема здания. Дополняют композицию два дома 85 серии по бокам от этого длинного дома, соединенные с ним балконами-переходами. Сейчас это здание выглядит, увы, довольно дешево: шифер на лоджиях и силикатный кирпич, сильно упрощают внешний вид здания.

А вот 14-этажные башни серии 124-87-107 очень эффектно смотрятся на фоне леса и с другого берега, возвышаясь над парком. Дома этой серии были наиболее распространены в Украинской ССР, ведь их разработкой занимался «Донбассгражданпроект». В нашем городе эта серия использована только в этом микрорайоне, что делает его облик более уникальным.

Пятиэтажный дом, замыкающий микрорайон с юга получил интересное оформление балконов композициями из металла - брутальная отделка металлическим листом изящно дополнена композициями из пяти квадратов. Дальше эта тема поддерживается в декоре лестничной клетки девятиэтажной секции. Редкий случай, когда архитектурные детали в модернистском стиле, появились на жилом здании.

ФАСАД ПРОСПЕКТА

Панораму проспекта Музрукова формируют четыре бело-красных дома, поставленные углом к проспекту. Такая постановка домов немного напоминает композиционный прием, использованный на Новом Арбате в Москве, но в меньшем масштабе.

Здесь использована серия Э-93, это еще одна популярная в городе серия домов – одна из версий проекта Щ-5416 архитекторов Ленпроекта В.Ф. Белова и П.В. Курочкина. Первый дом этой серии был построен на набережной Черной речки в Ленинграде в 1963 году для ЖСК «Архитектор». Архитекторы, работавшие над его проектированием стали первыми жильцами.

В 1965 году авторы проекта были удостоены за него дипломов второй премии Всесоюзного смотра-конкурса, проведённого Госстроем СССР. Основным достоинством этой серии было отсутствие несущих стен внутри квартир, что позволяло делать практически любые перепланировки. Обычно дома этой серии оставались кирпичными. Так, например, в застройке улицы Горького в Нижнем использованы те же серии домов. Та же серия но в стандартной отделке использована в этом же микрорайоне на ул. Советской и в других микрорайонах того же периода в Сарове на ул. Силкина и Бессарабенко.

Хотя справедливости ради, один дом на улице Силкина все-таки выделяется необычной расцветкой. При строительстве неожиданно кончился кирпич нужного цвета и достраивать стали тем, какой был в наличии. Результат получился слишком непрезентабельным и дом покрасили в темно-бордовый, его тут же окрестили «шоколадкой» и город получил новый народный топоним.

Яркий индивидуальный облик домов на проспекте Музрукова достигается за счет нестандартной отделки – вертикальные линии окон подчеркнуты красными простенками, стены отделаны крупными бетонными плитами. На прогулках в этом году мы отмечали, что между белых плит до сих пор видны деревянные брусочки, на которые во время монтажа ставили плиту.

Дома объединяются в единую структуру ступенчато понижающимися платформами, большую часть которых занимают оторвавшиеся от основного здания объемы магазинов. Оригинальной отделки почти не осталось, почти все первые этажи зашиты панцирем из металлических кассет, искажающим пропорции архитектурных элементов.

ЗАПАДНЫЙ МИКРОРАЙОН

За этими домами расположились строчки, сложенные из девятиэтажных секций 85 серии, смещенных друг относительно друга, цепляющиеся балконами-переходами – интересный прием работы со сложным рельефом. Эта серия домов была разработана в 1969 году на базе одного из самых распространенных в СССР проектов хрущевок 1-447.

В микрорайоне на Музрукова эти дома отличаются ярко выкрашенными решетками лестничной клетки и такого же цвета балконами. Три строчки ближе к проспекту покрашены в бирюзовый, и одна ближе к лесу в оранжевый. В Сарове эта серия домов получит распространение в 1980-е годы в основном в Новом районе, хотя и на южной окраине Старого района дома можно встретить.

Центр микрорайона сформирован тремя домами серии 124-124-4 – «лепестками», названные так за форму трилистника в плане. Дома этой серии редкий случай, когда типовой проект прислали не из Ленинграда, а из Москвы. Высокие башни исполняют роль доминанты в масштабной композиции микрорайона, однако более узнаваемыми стали два дома по этому же проекту на улице Силкина. Они тоже выполняют роль доминанты но не только для своего квартала, но и для улицы в целом.

В западной части микрорайона этажность снижается. Пятиэтажные дома изгибаются, вторя сложному рельефу, между ними формируются отдельные дворики на зеленых склонах, постепенно растворяющиеся в лесном массиве.

ТЕАТР

В центре новой застройки оставили большую зеленую территорию, должно быть планировали разбить сквер, но неосвоенной она оставалась вплоть до начала 2000-х годов. Сквер в итоге появился, в нем даже поставили бюст Музрукова, а завершением масштабного модернистского ансамбля проспекта стало нарочито постмодернистское здание театра драмы.

Чтобы не повторяться, предлагаю почитать про театр в заметке о влиянии нижегородской архитектурной школы на архитектуру Сарова. А тут поделюсь наблюдениями, которые сделал на прогулках этим летом.

Прогулки по Старофинскому поселку, фотограф - Дарья Латышева
Прогулки по Старофинскому поселку, фотограф - Дарья Латышева

Здание театра уже 20 лет, а оно до сих пор вызывает целый спектр эмоций у горожан от восторга до ненависти, кто-то когда мы к нему подходили снисходительно улыбался. Я тоже долго к нему привыкал и не скажу что это самое красивое здание в городе, но это определенно самое яркое архитектурное произведение за долгие годы. Оно контрастно к окружению, парк и типовая модернистская застройка работает для него как фон, а странный цвет колонн сблизил здание с контекстом. Оранжевые колонны перекликаются с оранжевыми простенками белых башен, балконами и лоджиями самого длинного дома и в конце концов отсылают к цвету стволов сосен, которые расли раньше на этом месте.