Давайте посмотрим на улицу Московскую. Здесь как грибы после дождя в нулевые росли торговые центры и магазины, появлялись кафе и гостиницы, спортивный комплекс. Словом, именно здесь сконцентрировались важные точки притяжения, что сделало улицу по-настоящему центральной для района.
На углу с улицей Курчатова неплохой пример реконструкции советского дома быта. Облицовка, хоть и из керамгранита, но колористическое решение облагородило его модернистский объем.
Главная архитектурная достопримечательность улицы, конечно, Ледовый дворец. Проект архитектора Тимофеева (1986-1991 главный архитектор Нижнего Новгорода) был отмечен дипломом на «Зодчестве - 99». Начиная с этого объекта в Сарове, использование синего цвета в материалах почему-то стало отождествляться с современностью. Но в Ледовом дворце это было концептуально оправдано, и хотя отделка и цветовая гамма создают ощущение пластиковости, здание цепляет в первую очередь своей объемной композицией.
В архитектуре ТЦ «Плаза» тоже чувствуется влияние Нижегородской архитектурной школы – оформление угла напоминает и ТЦ «Этажи», и офисного здания «Айсберг» архитектора Быкова. «Плаза» до сих пор остаётся самым популярным ТЦ района, во многом благодаря тому, что именно здесь открылся в свое время первый в Сарове «Спар».
Дальше улица продолжается несколькими архитектурными нелепостями. Гостиница «Центр 300» и новенький ТРК дышат друг другу в затылок и при этом стилистически полностью игнорируют друг друга.
За ними находится проулок с небольшими магазинами к которым нужно специально спускаться, сворачивая с проспекта. Завершается проулок двумя громадинами, больше похожими на производственные корпуса какого-нибудь завода: серый ТЦ «Европа» и синий ТЦ «Московский Пассаж».
На перекрестке с улицей Зернова Московская меняет название, ее продолжение называется проспект Музрукова. Проходим мимо парка к главной достопримечательности Нового района, которую спроектировал архитектор Тимофеев в начале нулевых – драматический театр.
Открывшись в 1949 году, театр (тогда он еще именовался Горьковский областной) разместился в бывшем храме Серафима Саровского с примыкавшими монастырскими помещениями. Новое здание театру понадобилось в 2002 году, когда началось возрождение монастыря.
Тимофеев у нас преподавал и как-то рассказывал на своей лекции про этот объект. В основе архитектурной концепции лежит метафора прорыва культуры сквозь серую повседневность. Из нагромождения грубых гранитных объемов наружу прорывается светлый объем, отсылающий к античной классической архитектуре.
Колоннада, правда, специфическая получилась, за рыжий цвет колонны прозвали морковками. Тимофеев цветовое решение объяснял отсылкой к архитектуре древнего Крита. Сейчас колонны немного потускнели и выглядят благороднее, хотя может мы просто привыкли.
Здание театра, пожалуй, главный объект Нижегородской архитектурной школы в Сарове и яркий образец постмодернизма. Гранитные части фасада украшены театральными масками, вход оформлен как античный портик, сам фасад полностью стеклянный, а колоннада с заднего фасада подвешена в воздухе. Крыша верхнего объема, как и у Ледового дворца синяя и украшена декоративными металлическими элементами, визуально придающими зданию «хайтечности». На углу над скромной и совершенно несуразной вывеской «Театр» красуется небольшая декоративная ротонда со шпилем.
Фото с крыши и новый ТРК - Блог о Сарове
Фото стройки театра - Колючий Саров
#архитектура #капромантизм #нижегородская область #закрытый город