Лень и плохие способности НЕ причина плохой учёбы вашего ребёнка, хотя многие родители убеждены именно в этом. Не спешите обвинять детей, а попробуйте разобраться. Вам же не лень, правда?
Есть такая болезнь – неумение выделять учебную задачу!
Звучит не очень понятно. Будем разбираться.
Например, первокласснику Мише задали нарисовать 5 ёлочек, 3- большие и 2- меленькие. Миша очень хотел сделать задание как можно лучше и нарисовал 10 ёлочек, и даже разукрасил их. Но учитель его не похвалил. А всё дело в том, что Миша не понимал учебную задачу. В его понимании задачей было нарисовать ёлочки, а на самом деле учебная задача была в том, чтобы показать, что число 5 состоит из 2 –х и 3-х.
Первоклассник, должен понимать, что он не просто рисует треугольник и раскладывает счётные палочки, он делает это для того, чтобы научиться складывать и вычитать.
Ещё пример. Учитель просит детей хором произнести слово. Миша кричит громче всех, но невпопад, он снова не понял учебную задачу. Его цель включиться в общий хор. А задача была правильно разбить слово на слоги.
А с таким примером вы, возможно, и сами сталкивались.
Перед ребёнком стоит учебная задача отработать устный счёт, а ребёнок считает с помощью пальцев или палочек. Он решает конкретный пример 2+3 или 5-2 и не понимают, зачем учитель спросит сделать это в уме. Ведь правильный ответ можно получить и проще.
Я знаю девочку, которая считала на всём подряд, только не устно. Смотрела на календарь, на лежащую рядом линейку, даже висевший на стене плакат с буквами она использовала, как счеты. В итоге заслуживала похвалу учителя и получала незаслуженные пятёрки за устный счёт.
Позже одноклассники, овладевшие правильными приёмами работы, ушли далеко вперёд, а наша героиня отстала и перестала получать вои пятёрки.
Младшему школьнику стоит объяснять, в чём заключается его учебная задача, так мы способствуем тому, что он научится видеть её сам.
Если вы просто спросите у ребёнка, что ему не понятно, он совершенно точно не скажет вам, что не умеет выделять учебную задачу. Он назовёт какие-то конкретные трудности в конкретном задании, и после вашего объяснения всё решит. Но потом столкнётся с ними снова. Поэтому, если после ваших объяснений трудности продолжаются даже в аналогичных заданиях, проверьте, правильно ли ваш школьник понимает учебную задачу.
Понаблюдайте, как он готовит уроки, и задайте несколько правильных вопросов:
-Зачем нужно это упражнение?
-Чему ты учишься, когда решаешь эту задачу?
-А почему здесь пропущены именно эти буквы?
Если ребёнок не понимает учебную задачу, вы сразу это заметите. А возможно, в процессе беседы он и догадается, что это упражнение на конкретное правило.
То есть такие вопросы могут помочь не только в выявлении проблемы, но и в её решении.
Можно еще сравнить два упражнения, которые как будто бы одинаковые, и там, и там нужно вставить буквы, но на самом деле они решают разные учебные задачи.
И какой же вывод? Чаще задавайте вопрос: «Чему ты научился сегодня на уроке?»