Найти тему

У ребёнка трудности в учёбе? Задавайте правильные вопросы, и вы всё поймёте

Лень и плохие способности НЕ причина плохой учёбы вашего ребёнка, хотя многие родители убеждены именно в этом. Не спешите обвинять детей, а попробуйте разобраться. Вам же не лень, правда?

Есть такая болезнь – неумение выделять учебную задачу!

Звучит не очень понятно. Будем разбираться.

Например, первокласснику Мише задали нарисовать 5 ёлочек, 3- большие и 2- меленькие. Миша очень хотел сделать задание как можно лучше и нарисовал 10 ёлочек, и даже разукрасил их. Но учитель его не похвалил. А всё дело в том, что Миша не понимал учебную задачу. В его понимании задачей было нарисовать ёлочки, а на самом деле учебная задача была в том, чтобы показать, что число 5 состоит из 2 –х и 3-х.

Первоклассник, должен понимать, что он не просто рисует треугольник и раскладывает счётные палочки, он делает это для того, чтобы научиться складывать и вычитать.

Ещё пример. Учитель просит детей хором произнести слово. Миша кричит громче всех, но невпопад, он снова не понял учебную задачу. Его цель включиться в общий хор. А задача была правильно разбить слово на слоги.

А с таким примером вы, возможно, и сами сталкивались.

Перед ребёнком стоит учебная задача отработать устный счёт, а ребёнок считает с помощью пальцев или палочек. Он решает конкретный пример 2+3 или 5-2 и не понимают, зачем учитель спросит сделать это в уме. Ведь правильный ответ можно получить и проще.

Я знаю девочку, которая считала на всём подряд, только не устно. Смотрела на календарь, на лежащую рядом линейку, даже висевший на стене плакат с буквами она использовала, как счеты. В итоге заслуживала похвалу учителя и получала незаслуженные пятёрки за устный счёт.

Позже одноклассники, овладевшие правильными приёмами работы, ушли далеко вперёд, а наша героиня отстала и перестала получать вои пятёрки.

Младшему школьнику стоит объяснять, в чём заключается его учебная задача, так мы способствуем тому, что он научится видеть её сам.

Если вы просто спросите у ребёнка, что ему не понятно, он совершенно точно не скажет вам, что не умеет выделять учебную задачу. Он назовёт какие-то конкретные трудности в конкретном задании, и после вашего объяснения всё решит. Но потом столкнётся с ними снова. Поэтому, если после ваших объяснений трудности продолжаются даже в аналогичных заданиях, проверьте, правильно ли ваш школьник понимает учебную задачу.

Трудно найти фото для иллюстрации без участия кота.
Трудно найти фото для иллюстрации без участия кота.

Понаблюдайте, как он готовит уроки, и задайте несколько правильных вопросов:

-Зачем нужно это упражнение?
-Чему ты учишься, когда решаешь эту задачу?
-А почему здесь пропущены именно эти буквы?

Если ребёнок не понимает учебную задачу, вы сразу это заметите. А возможно, в процессе беседы он и догадается, что это упражнение на конкретное правило.

То есть такие вопросы могут помочь не только в выявлении проблемы, но и в её решении.

Можно еще сравнить два упражнения, которые как будто бы одинаковые, и там, и там нужно вставить буквы, но на самом деле они решают разные учебные задачи.

И какой же вывод? Чаще задавайте вопрос: «Чему ты научился сегодня на уроке?»