Распродажи и новогодние праздники увеличили активность в сегменте e-commerce. Что это дает логистам и ритейлерам? Какие прогнозы ждут отрасль перевозок на самое ближайшее будущее?
Давайте изучать ситуацию. Поехали!
Тенденция
Эксперты утверждают, что с 15-х чисел ноября отрасль e-commerce покажет рывок по показателям от +20% до +50%. Так, Мария Мартынова, заместитель исполнительного директора «Курьер Сервис Экспресс» уточнила, что сейчас потребитель склоняется к рациональному потреблению. С одной стороны, это сократило объемы продаж. С другой - приучило покупателей быть более активными в дни скидок - «Черная пятница», «День холостяка», рождественские каникулы. Это так называемые мегасейлы, который стали “локомотивами” купли-продажи как в офлайне, так и в онлайне.
Впрочем, есть фирмы, которые не делают ставки на распродажи. Им важно сформировать стабильные продажи в течение года. Эксперты уточнили, что каждый сезон в сфере распродаж в онлайн-сегменте России неповторим.
При этом прогнозы на текущий год в плане продаж более оптимистичны, чем в в 2022 году. Поставки стабилизировались. Ассортимент более-менее устоялся. Да, объемы продаж не превысят показатели 2020-2021 года. И если в те годы процесс «черной пятницы» был относительно неуправляемым и мог спонтанно вырасти в 10 и более раз. На этом фоне логистам приходилось увеличивать интервалы доставок, ведь сортировочные центры не справлялись с объемом товаров.
А что с ценами и трендами?
В 2023 году заметно выросли издержки на логистику, которая стала одной из самых больших статей расходов в себестоимости любого товара. Известно, что к ноябрю стоимость доставки выросла на 40%.
Цены на запчасти напрямую зависят от курса валют. Так как в 2022 году сдержанный курс рубля к юаню, доллару или евро позволял скрыть увеличение логистики за счет увеличения звеньев в цепочке доставки. То уже в 2023 году такой фокус не прошел. Схема транспортировки грузов не увеличилась, кросс-курс существенно ослабил российскую денежную единицу. Последствия?
Цены на товары и услуги выросли.
Насчет трендов в отрасли. В 2022 году наблюдался исход брендов первого порядка из России. Однако на смену им пришли чуть менее раскрученные фирмы, им еще предстоит вызвать интерес со стороны покупателей.
Главная особенность 2023 года – отказ от эмоциональных покупок. Бережливость диктует покупателям разумную модель потребления. Распродажи стали реальным способом сэкономить и закрыть базовые потребности.
Да, на этом фоне е-commerce бьет рекорды. Глава по логистике и коммерции транспортной компании Delko Олег Гайфуллин отметил, что электронная коммерция стала лидером потребительской сферы. Например, во 2-м квартале число перевозок выросло в 2 раза. С ноября по январь клиенты зафрахтовали большую часть транспорта.
Впереди рынок ждет аномальный рост спроса на период первого квартала 2024 года. При этом затишье в январе продлится две недели, и с 15 января перевозки возобновятся с удвоенной активностью.
Что касаемо тарифов на логистику. Их уровень зависит от стоимости топлива, запчастей. За последние три месяца цены на услуги ТК выросли на 15,5%. Аналогичные процессы будут наблюдаться и в 2024 году.
Однако на объемах перевозок это никак не отразится. По итогам 2023 года суммарный объем отгрузок вырос в два раза, если сравнивать с прошлым годом. Основной пул игроков нацелен на увеличение роста заказов в 3-4 раза.
Также специалисты отмечают, что доля онлайн-заказов выросла на 5%. Директор по маркетингу DPD в России Алексей Мерзляков, что рост в этом секторе (онлайн-заказы) составил от 58% до 63%. Основные заказчики находятся в: Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Екатеринбурге, Новосибирске, Ростове-на-Дону.
Не менее активно развиваются российские компании в онлайн-сегменте FMCG – еда, средства гигиены и другие товары. Да, сейчас лидируют посредники в лице супермаркетов, но рано или поздно бренды начнут развивать свою доставку.
Вообще на рынке наблюдается увеличение каналов сбыта и более жесткая конкуренция на площадках маркетплейсов. Требуется большее число инструментов продвижения, изменение товарной матрицы, расширение географии поставок, а также более эффективная система менеджмента заказами и логистикой.
Перевозчики и фулфилмент-операторы, не использующие системы автоматизации и управления заказами, гарантированно проиграют. Не забывайте, что спрос в регионах также растет, а это означает расширение географии работ, оптимизацию маршрутов, изменения unit-экономики.
Такие вот пироги! Анализируем и отслеживаем развитие событий.
Желаем всем терпения и удачи!