После четырех лет интенсивной технической и регламентарной работы в рамках Международного союза электросвязи (МСЭ) национальные администрации и неправительственные организации собрались на Всемирной конференции радиосвязи (ВКР-23) в Дубае, чтобы обсудить наиболее актуальные вопросы, касающиеся связи.
ВКР проводятся каждые три−четыре года с целью рассмотрения и пересмотра Регламента радиосвязи − международного договора, регулирующего использование радиочастотного спектра и спутниковых орбит. Обсуждения проходят на основе повестки дня, определяемой Советом МСЭ, который учитывает рекомендации предыдущих конференций.
Основные цели МСЭ: обеспечение работы радиосвязи без помех, а также содействие эффективному использованию ограниченных ресурсов спектра и учет технологических достижений. Последнее определяет не только некоторые решения, принимаемые с точки зрения Регламента радиосвязи (РР), но и может определить будущую повестку дня в исследовательском цикле ВКР-27.
Решения, принятые на ВКР, всегда сказываются на отрасли, но именно эта конференция особо важна, отмечают эксперты. Отрасль переживает беспрецедентный уровень роста, инвестиций и технологических инноваций, при этом неземные сети (NTN) лежат в основе смены парадигмы, связанной с глобальными коммуникациями. Поэтому многие сконцентрированы на трех основных темах - наземные станции в движении (ESIM), прямая связь с устройством (D2D) и станции на высотной платформе (HAPS) - которые имеют решающее значение для оценки бизнес-возможностей и ограничений для развития спутниковой отрасли.
Подвижная связь (ESIM)
В этом вопросе основное внимание уделяется тому, как защитить действующие наземные службы от любых помех. ESIM имеют первостепенное значение для предоставления широкополосных услуг движущимся объектам на суше, море и воздухе на более высоких скоростях передачи данных, чем в существующих системах мобильной спутниковой службы (MSS), у которой ограничены полосы пропускания.
Ранее предложенные решения с нормативной точки зрения привели к ряду технических ограничений в отношении систем фиксированной спутниковой службы (ФСС), обеспечивающих подключение к этим ESIM; в частности, разрешенное количество энергии, используемой через сеть. На предыдущей конференции было принято решение выделить 1000 МГц для ФСС во всем мире в весьма востребованном спектре Ka-диапазона. В терминах МСЭ - это зарезервированная полоса пропускания для данного типа услуги.
Тогда регуляторные органы пришли к консенсусу, что объем выделенного спектра (19,7–20,2 ГГц и 29,5–30,0 ГГц) обеспечивает достаточную защиту для других сетей геосинхронной орбиты (ГСО) и наземных служб. Однако в 2019 году были выделены дополнительные 4000 МГц в Ка-диапазоне (17,7–19,7 ГГц и 27,5–29,5 ГГц). Сейчас, в 2023 году, дискуссии сосредоточены вокруг потенциального использования этих ESIM в Ku-диапазоне, в то время как рассматривается использование Ka-диапазона для ESIM на негеостационарной орбите (NGSO). То есть для продвижения этих услуг требуется большая пропускная способность.
Окончательное решение, принятое назначенной группой, будет иметь весьма практические последствия для игроков отрасли. Если Ku-диапазон будет эффективно определен как дополнительный спектр для ESIM, многие игроки отрасли найдут нормативную поддержку для входа или расширения своих спутниковых мощностей для обслуживания этого рынка.
Спорный вопрос – заинтересованность операторов NGSO в предоставлении этих услуг в существующем Ka-спектре. Окончательное решение по этому вопросу будет иметь серьезные последствия для бизнеса для обоих типов системных операторов, либо из-за отсутствия у некоторых доступа к растущему рынку ESIM, либо из-за того, что многим операторам NGSO внезапно будет разрешено его обслуживать.
Прямая спутниковая связь с устройством (D2D)
Как правило, после каждой ВКР определяется повестка дня для следующей конференции, то есть определяется какие технические исследования будут в приоритете в течение следующих четырех лет. По пункту 10 конференция принимает решение по повестке дня. После этого привлекаются компании, которые предоставляют данные и технические параметры, необходимые для определения того, следует ли после анализа исследований МСЭ действительно изменять Статью 5 Регламента радиосвязи. Это изменение дает странам возможность обновить свои национальные таблицы распределения частот в конце следующей ВКР. Таким образом, спектр гармонизируется, и технология может использоваться во всем мире.
На данный момент D2D стало реальностью, и глобальный интерес к расширению и совершенствованию этого приложения вырос в рекордно короткие сроки. Существующие и соответствующие требованиям решения D2D для обмена экстренными сообщениями обслуживаются операторами MSS, но со многими ограничениями, в том числе по полосе пропускания.
На ВКР-23 будут принято решение о том, следует ли в исследовательском цикле 2023–2027 гг. уделять приоритетное внимание пункту повестки дня, который позволит операторам D2D осуществлять дальнейшее подключение пользователей смартфонов, когда они находятся вне зоны наземного покрытия. ВКР-23 может сделать это, приняв в будущем пункт повестки дня, касающийся исследований дополнительной ширины полосы для данной услуги в технически приемлемых полосах частот. Эксперты прогнозируют, что конференция сосредоточится на спектре ниже 3 ГГц.
Если будет достигнут консенсус и исследования подтвердят все выводы, то операторы смогут расширить спектр приложений, что стимулирует глобальный рост Интернета вещей, и предоставит операторам мобильной связи (MNO) и спутниковым операторам уникальную возможность работать вместе.
Станции на высотной платформе как базовые станции IMT (HIBS)
Воздушная связь является еще одним компонентом неназемных сетей. Станции с высотной платформой, такие как базовые станции IMT (HIBS), считаются альтернативой для дополнения наземной связи. Эта концепция обсуждается с конца 1990-х годов, когда в Регламенте радиосвязи были сделаны первые определения. Основываясь на опыте первых рыночных развертываний, нынешние проекты HIBS рассчитывают на технологический прогресс и выделении большего количества источников спектра.
HIBS расположены в стратосфере и обеспечивают мобильную связь как в восходящем, так и в нисходящем направлении для пользовательского оборудования и наземных станций IMT. Преимущество HIBS заключается в их способности стать частью наземных сетей, потенциально используя те же полосы частот, что и наземные базовые станции IMT. Дискуссия ведется относительно использования частот IMT на высотных платформах внутри неземных сетей и обеспечения необходимой защиты для предотвращения потенциальных помех другим службам или приложениям.
HIBS может стать альтернативой для сельских или отдаленных районов, где традиционные базовые станции экономически нежизнеспособны. Их можно перемещать и переставлять, обеспечивая большую гибкость инфраструктуры, использовать при сезонном или краткосрочном повышении спроса, обеспечивать устойчивость сетей во время стихийных бедствий и сбоев в работе.
С точки зрения бизнеса, HIBS до сих пор было трудно эксплуатировать из-за отсутствия рыночных стимулов, ограничений спектра и технологических проблем, таких как энергопотребление, погодные условия и необходимость плавной интеграции. В целом, операторы HIBS в дальнейшем могут стать сильными конкурентами провайдерам спутникового широкополосного доступа.
Ожидается, что ВКР-23 сыграет важную роль в формировании будущего сетей связи и создании более конвергентной отрасли, обеспечивая при этом бесшовную сетевую интеграцию.