Продолжаю писать свой большой рассказ. Всё взято из жизни без всякой художественности.
Если кто начал читать со второй главы, то рекомендую сначала прочитать первую главу:
Мой клад. Глава 2 - "Как я в юном возрасте стал собирателем"
Мой юный возраст пришелся на эпоху перемен. Вот тогда я понял, что не всё деньги - что деньги.
Моё собрание десятикопеечных монет за короткий промежуток времени превратилось из "капиталов" просто в монетки. А это уже было неинтересно.
В стране вводились новые деньги, происходило замещение советских денег на российские.
Однажды я пошел в магазин. Протянул продавщице деньги, а она мне говорит:
- Так ведь с сегодняшнего дня уже другие деньги.
Так я познакомился с денежными реформами. Скорее всего, это было лето 1993 года.
Мои монетные закрома постепенно перекочевали в одну большую железную банку из-под леденцов. Наступили времена, когда с одной стороны - жизнь только начиналась, а с другой - начиналась она не в самые лучшие времена.
Примерно в это время у меня проснулась до этого никак не проявлявшая себя страсть к поиску. В принципе, для любого ребенка это нормально.
Дед мне подарил новенький велосипед под названием "Салют". Я стал обладателем велосипеда. Но не просто обладателем, а юным велосипедистом. А каждый знает, что юный велосипедист просто обязан украсить свое транспортное средство при помощи всевозможных украшений.
К примеру, налепить на него огромное количество катафотов, а спицы обвязать "цветной" проволокой. В этом самый шик.
Пару катафотов мне отдал отец. Большие, красивые. Но этого было мало. Я же видел, что у моих товарищей велосипеды "украшены" так, будто это и не велосипеды, а что-то двухколесное из Индии.
Мой товарищ по имени Костик также имел большое желание украсить свой велосипед "Урал", доставшийся ему от сестры.
- И где же нам взять катафотов? - думали мы.
- Ясно где! На свалке!
А что такое свалка? Это место залегания чудесных и необычных вещей, которые почему оказались выброшенными своими хозяевами.
Мы обходили свалки, мы обходили различные закутки, где хоть теоретически могли быть обнаружены пусть не катафоты, но "цветная" проволока точно.
У нас даже была теория, что вся эта "прелесть" могла отвалиться во время движения от грузовиков, а потому мы ходили по пыльным деревенским дорогам, надеясь найти на дороге что-нибудь интересное.
Но попадались только старые ржавые гвозди, коих за полчаса можно было насобирать килограмм.
А затем к нам пришла новая забава - цветмет.
Котировалось только два вида металла - медь и латунь(бронза). Алюминий и обычный чермет не брали.
Металл тащили все. Кто-то списывал целый трактор, а кому-то доставался лишь электродвигатель.
Мы, дети, находились в самом низу возможностей разжиться цветметом. Во главе были всевозможные совхозные начальники, затем шли просто взрослые рабочие люди. А то, что они не заметили, уже могли забрать другие.
Была еще категория людей - хитрые. Они не относились к начальникам, они просто точно знали, где что лежит, где что можно отвернуть, где не увидят, где однажды что-то забыли.
За долгие годы существования совхоза на поверхности земли осталось много интересного. Всё это исчезло как раз в 90-е годы.
Отец друга собирал обычный чермет. Мы еще удивлялись, мол, он же копейки стоит. Но, оказывается, если этого чермета собрать тонн этак 20-30, то это будут уже не копейки. А в то время в буквальном смысле слова в каждом переулке стоял какой-нибудь заброшенный трактор или платформа. А там, где были тракторные бригады, этого железа была целая тьма, так как никому оно было не нужно.
Ну, а я в те юные годы уже знал про "совхозные коммуникации", умел легко отличать цветные металлы, знал наиболее перспективные механизмы и устройства, где запросто может быть цветной металл.
Все деньги, естественно, уходили на еду. Времена были такие, когда каждый выживал как мог.
Собирать цветмет - это было не хобби, это был способ раздобыть деньги, коих не было даже у взрослых.
Однажды я понял, что мне просто нравится искать. Была какая-то тяга к этому поиску. Пришел, к примеру, на свалку - сразу видишь, где может быть хотя бы немного цветмета. Увидел характерные очертания в земле - это запросто мог быть электродвигатель.
Как-то мы с Костиком пошли далеко в лес. Там нашли разбитый не то трансформатор, не то просто какое-то металлическое помещение, связанное с электричеством.
Там уже всё было вытащено, вырвано. Остался только остов.
Мы наскручивали болтов и гаек полные карманы. Еще какие-то удобные пластины. Принесли домой и сложили в гаражах, мол, отцам пригодится.
Было нам лет 10-12. Развлекались - как могли. Но в криминале не участвовали. Это был удел взрослых. Считалось, что всё это ничьё, но первое право утащить имели "люди с полномочиями".
А еще ...
Много интересного можно было найти там, где отдыхали "городские". Это берега рек и водоемов. После их отдыха обязательно что-то оставалось.
Как-то один мой знакомый нашел телескопическую удочку. Это сегодня такой удочкой никого не удивишь, а тогда все наши удочки были сделаны из ивы, поэтому это была крутая находка.
Но это так - забавы ради. Идем, к примеру, осенью возле озера, где часто останавливаются "туристы", там уже никого нет, только горы мусора. Можно проверить.
- А вдруг кто-нибудь кошелек потерял! - мечтали мы.
- Или часы!
- Или цепочку бандитскую!
- Или ножик-складишок.
- Или хотя бы жвачку нераспечатанную.
Уж очень нам хотелось найти чего-то ценного. Но люди не спешили ничего забывать. Попадались мелкие купюры, монетки, еще чего-то (я уже не помню), но самое главное - была вот эта страсть "неизвестного", которая бывает у игрока в "азартном заведении".
Тут важна как сама находка, так и процесс. Ты же куда-то идешь и совершенно не знаешь - с чем вернешься обратно.
Это захватывало.