Найти тему
Фотоартефакт

Мой клад. Глава 1 - "Восьмидесятые"

Давно я хотел написать книгу. Время пришло. Здесь буду публиковать.

Будет примерно 25 глав - 25 объемных публикаций за не знаю какое время. Пароли и явки, конечно, сдавать не буду, но тут будет больше документального стиля, нежели художественного.

Начну с самого детства, чтобы было понятно, как докатился до такой жизни. Всё было плавно, постепенно. Медленными шагами я шел как кладу, так и вообще к образу жизни.

Мой клад. Глава 1 - "Восьмидесятые"

Мое первое проявление этакой любви к монетам зафиксировано в памяти, когда мне было всего лет пять.

Кто-то дал мне несколько однокопеечных монет. Потом еще дали. Потом еще. Постепенно, у меня накопился полный бумажный конверт однокопеечных монеток.

Было приятно быть обладателем такого сокровища. Мне нравилось, как монетки брякали в конверте, а если их высыпать в ладонь, то в ладони они были с горкой.

Но однажды я распрощался со своим сокровищем. Младший брат приболел, а я, по доброте душевной, задарим ему этот конверт с монетами, чтобы он побыстрее выздоровел от неожиданно свалившегося богатства.

Начало было положено.

Я немного повзрослел, а дед придумал мне забаву. У него в серванте стояла красивая коричневая бутыль от какого-то заграничного алкогольного напитка. Эту бутыль он отдал мне, чтобы я начал "копить деньги". В качестве первого взноса мне были выданы десятикопеечные монеты, которые легко входили в горлышко этой бутыли и также легко оттуда выходили методом вытряхивания.

И меня это увлекло. Мне иногда отдавали десятикопеечные монетки, а я с чувством полного удовольствия засовывал их в бутыль. В этом был самый смак - бросать монетки в бутыль.

- Дед, если ты в магазин пойдешь, а тебе там сдача будет положена, то ты проси, чтобы тебе дали ее "десятчиками".

Монетки в бутылке копились, а я каждые выходные, когда бывал у деда, высыпал содержимое бутыли на газету и пересчитывал монеты. Делали мы это с дедом. Видимо, ему тоже было интересно.

Пересчет шел просто - мы раскладывали монетки в столбики по 10 штук. Затем считали количество столбиков.

Я, конечно, уже понимал, что монеты это в первую очередь деньги, на которые что-то можно было купить. Но мне жалко было тратить свою "коллекцию", а потому я только копил.

Монетки других номиналов, которые попадали мне в руки, я не жалел. Однажды даже казус вышел.

Накопил я штук пять монет по 20 копеек. Сумма неплохая. Положил эти монетки в спичечный коробок и прикопал под воротами. На всякий случай.

Но почему-то забыл я куда подевались мои монетки, а потому одним днем, когда я решил проверить свои сбережения на полке, оказалось, что их нет.

- Кто же взял мои деньги? - спрашивал я у родителей.

- Мы не брали, - отвечали они.

Потом, спустя несколько лет, когда был ремонт ограды, земля под воротами была вскопана, а там было обнаружена моя "заначка". Монетки к тому времени были выведены из обращения.

- Вот это ничего себе! - только и сказал я.

Примерно в то же время (в самом конце 80-х) я вдруг обнаружил, что есть монеты не только с буквами СССР, но и монеты других стран.

Каким-то образом в руки мне попала монета из солнечной Болгарии, где красовалась большая цифра 20.

- Откуда у нас эта монетка? - поинтересовался я у взрослых.

- Наверное, из Болгарии, - отметили мне.

Ответ меня удовлетворил, так как в том возрасте что Болгария, что Бразилия, что Папуа - Новая Гвинея - это было где-то там далеко на другой планете. Но всё же я понимал, что, очевидно, кто-то из родственников был в Болгарии и привез оттуда монетку.

И как-то в это же время кто-то отдал монетку из ГДР. Она была легкая и непохожая на типичные монеты.

Так у меня стало две иностранные монеты.

- А где же еще их можно взять? - интересовался я.

- Ну, можно спросить у Николая Петровича (или какого-нибудь Алексея Ефимыча). Он в 1981 году в Чехословакии был.

Но иностранных монеток больше не было, а потому к "иностранщине" я постепенно остыл, так как неинтересно, когда невозможно увеличить количество "сокровищ".

А тем временем "десятчики" в бутыле копились. Их количество уже превысило 500 штук.

И там было дело даже не в количестве. Мне просто нравилось держать их в руках (их же много) и постоянно пересчитывать. К тому же, это был какой-никакой, но капитал, который можно было в случае нужды потратить.

В те годы слово "коллекционирование" даже как-то не звучало. Мне просто было интересно "копить деньги". Именно так называли этот процесс взрослые. Мы тогда еще не догадывались, что страна-аббревиатура СССР постепенно приближалась к своему концу, а потому неизбежно должна была последовать денежная реформа.

То, что хотелось собирать - это я чувствовал. Я хотел быть обладателем каких-то уникальных вещей.

Запомнилось, что среди моих "десятчиков" было два необычных. Вместо привычного рисунка там была изображена ракета.

- Почему они такие? - спрашивал я у взрослых.

- Это такие специальные. Редкие, - объясняли мне.

Да я это и так понимал - ведь их у меня было всего две штуки, а обычных монет было много.

Были не только монеты.

Как-то в одном фильме я увидел, что там на стене висел вымпел, на котором было нацеплено много значков. А еще увидел "паруса" со значками в желтом "ПАЗике". Пока ехал, то внимательно разглядывал эти значки и хотел, чтобы и у меня дома на стене висел какой-нибудь вымпел со значками.

С этой идеей я обратился к деду, так как именно дед мог помочь осуществить мечту.

И он помог - он умудрился где-то купить очень много значков. Но значки были на одну тематику (к сожалению, я уже не помню тему значков). Мы вырезали из материи какое-то подобие вымпела, прикрепили туда значки. Теперь и я стал обладателем "красоты".

Но значки меня почему-то не так интересовали. Может быть это было связано с тем, что их сложно было где-то достать в селе. Да и как таковой ценности я не видел - просто красиво и всё.

А вот монеты - это в первую очередь были деньги. Я еще не думал о том, что и раньше были монеты. И не только раньше, но и при грозном и жестоком царе, который сидел на троне и командовал людьми, пока не пришел Ленин. Нам про него в детском саду рассказывали.

Все эти "открытия" будут чуть позднее.

А тем временем восьмидесятые подходили к концу, а я пошел в первый класс.

Теперь мой мир уже не был ограничен селом и далеким городом, до которого можно было добраться лишь на желтом ПАЗике.

В жизни начался период, который сегодня так и называют - "90-е".

Хобби
3,2 млн интересуются