В конце 2023 года маркировка станет обязательной в отрасли HoReCa. Компании из этой сферы будут должны настроить электронный документооборот (ЭДО), подключиться к системе «Честный ЗНАК» и передавать в неё информацию о маркированных товарах. Давайте разберёмся, как предприятия HoReCa будут работать с 1 декабря 2023 года.
Кто подпадает под новые правила
Кто является частью сектора HoReCa и должен регистрироваться на «Честном ЗНАКе»? HoReCa — это сокращение от Hotel, Restaurant и Cafe или Catering. Хорека включает все компании и ИП, которые занимаются гостиничным и ресторанным бизнесом, такие как:
- отели, мотели, гостевые дома;
- рестораны, кафе, бары, кофейни, пекарни и другие предприятия общественного питания;
- сервисы доставки еды;
- компании, занимающиеся обслуживанием выездных мероприятий, например, предоставляющие питание для корпоративов на открытом воздухе.
Новые правила маркировки товаров также влияют на столовые в государственных учреждениях: в детских садах, школах, университетах, инспекциях, судах.
Все предприятия, покупающие маркированные товары для дальнейшего использования, должны изменить свои рабочие процессы.
Перечень продуктов из сектора HoReCa, подлежащих маркировке
Основными маркированными товарами в HoReCa являются продукты питания. В 2023 году следует маркировать:
- упакованную воду;
- молочные продукты (молоко, творог, кефир, йогурт, сыр, масло, мороженое);
- безалкогольные напитки (соки, компоты, морсы, квасы, любые разновидности подслащённой воды);
- пиво и слабоалкогольные напитки.
Обычно предприятия HoReCa не производят эту продукцию, а приобретают её у поставщиков. В кафе товар приходит уже промаркированным и введённым в оборот с помощью системы «Честный ЗНАК». Отелям и ресторанам, которые не продают упакованный товар на кассе, нужно только сообщить о его списании в «Честный ЗНАК».
Ранее предприятия HoReCa не списывали молочную продукцию и воду сами. Это делал поставщик товаров. Но с декабря правила изменятся.
Что изменится в работе с маркировкой в HoReCa
Новые правила работы с маркировкой в HoReCa и госучреждениях вступят в силу 1 декабря 2023 года. HoReCa потребуется наладить приёмку и списание двух групп товаров:
- молочной продукции;
- упакованной воды.
Принятие товаров
С 1 декабря HoReCa и госучреждения должны будут самостоятельно подтверждать приём товара. Для этого им понадобится заключить договор с оператором ЭДО и зарегистрироваться на сайте системы «Честный ЗНАК».
Процедура приёмки маркированного товара будет выглядеть так:
- Поставщик товаров создаёт универсальный передаточный документ (УПД) с кодами маркировки. УПД — это аналог накладной, используемый для продажи маркированных товаров.
- Поставщик отправляет предприятию HoReCa УПД через оператора ЭДО и сам товар.
- HoReCa проверяет полученный товар и УПД, сравнивая коды маркировки на товарах с кодами в документе. Если коды совпадают, HoReCa подписывает УПД в сервисе ЭДО. После этого товар считается принятым.
- Оператор ЭДО передаёт информацию об обороте маркированных товаров в «Честный ЗНАК».
Использование продукции не для продажи
Бизнес в сегменте HoReCa и государственные учреждения могут приобретать товары с маркировкой для внутреннего пользования, например, для приготовления блюд. С 1 декабря HoReCa должны самостоятельно выводить маркированные товары из оборота. Чтобы это сделать, хорека должны вручную убрать продукцию из оборота в Личном кабинете на платформе «Честный ЗНАК» в течение трёх рабочих дней после использования продукта.
Если на момент сделки поставщик и покупатель уверены в том, что HoReCa не будет продавать маркированную продукцию на кассе, вывести товары из оборота можно через ЭДО. В универсальный передаточный документ потребуется включить дополнительное поле «СвВыбытияМАРК» с одним из двух значений:
- значение «1»: «покупка товаров юрлицами и ИП в целях использования для собственных нужд, не связанных с их последующей реализацией»;
- значение «3»: «использование товаров для производственных целей, не связанных с их последующей реализацией».
Добавить это поле в УПД может как продавец, так и покупатель. Когда контрагенты подпишут документ, коды маркировки будут выведены из оборота автоматически.
Продажа товаров на кассе
Для HoReCa, которые продают товары с маркировкой на кассе, процесс остаётся неизменным. Они должны зарегистрироваться на платформе «Честный ЗНАК» и подключить свою кассу к оператору фискальных данных, который отправит данные чека в систему «Честный ЗНАК» и налоговую службу.
Как HoReCa подготовиться к обязательной маркировке
HoReCa требуется только сканировать коды маркировки при продаже, а не наносить маркировку на товары самостоятельно. Поэтому хорека и госучреждениям потребуется:
- Выпустить усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП). УКЭП необходима для входа в Личный кабинет на сайте «Честного ЗНАКа» и заверки электронных документов. Для записи электронной подписи вам потребуется защищённый носитель. Выбрать и заказать его можно на нашем сайте.
- Заключить договор с оператором электронного документооборота (ЭДО). Для предприятий HoReCa подойдёт онлайн-сервис Астрал.ЭДО, с помощью которого можно принимать и подписывать УПД с кодами маркировки и отправлять в «Честный ЗНАК» всю информацию о движении маркированной продукции.
- Приобрести оборудование для сканирования кодов маркировки DataMatrix: 2D-сканер или терминал сбора данных.
Тем HoReCa, которые продают маркированные товары на кассе, также нужно установить в онлайн-кассу фискальный накопитель с поддержкой формата фискальных документов 1.2. ФФД 1.2 поддерживают модели «ФН-1.1М» и «ФН-1.2». Кроме того, хорека потребуется заключить договор с оператором фискальных данных и настроить ПО для работы с маркировкой.
Найти оборудование, подходящее для HoReCa, можно в интернет-магазине «Астрал ККТ». При покупке любой модели онлайн-кассы вы сможете оформить услугу технической поддержки. Наши специалисты помогут заменить фискальный накопитель, обновить прошивку кассы и установить необходимые драйверы.
Штрафы за нарушение правил маркировки
Роспотребнадзор может оштрафовать HoReCa за несколько видов нарушений закона об обязательной маркировке.
Подготовиться к работе с системой «Честный ЗНАК» помогут специалисты компании «Астрал». Комплексное решение «Астрал.Маркировка» подойдёт всем предприятиям из сегмента HoReCa. Наши сотрудники подберут тариф для подключения к ЭДО, зарегистрируют компанию в системе маркировки и настроят товароучётную систему.