Когда архитектор Алвар Аалто начал строить в Выборге здание библиотеки, город находился на территории Финляндии: после революции она вышла из состава Российской империи и приобрела независимость. Но в 1944 году, во время Великой Отечественной войны, Выборг стал частью Ленинградской области. Так здание библиотеки «переехало» через границу и превратилось в образец финской архитектуры в СССР. Читайте в нашем материале, как Алвар Аалто несколько раз изменял проект этого сооружения, зачем разместил круглые окна в потолках и почему сам разрабатывал интерьер для проекта.
Фасад библиотеки отделали светлым оштукатуренным кирпичом, вход подчеркнули светло-серой талькохлоритной облицовкой. Главные двери украсила медная отделка. Снаружи библиотека выглядела строго и лаконично. Архитектор придерживался четких геометрических форм. Однако интерьеры он разрабатывал на основе более мягких и округлых контуров, близких к естественным изгибам природных объектов. В оформлении преобладало дерево, для отделки Аалто использовал много текстиля — например, шторы и тканевую обивку кресел.
Чтобы во внутренних помещениях было достаточно света, Аалто спроектировал крупные окна-вставки. Некоторые из них занимали стену почти целиком. Рамы для них, как и входные двери, изготовили из меди. По задумке архитектора, в помещениях появились и скрытые окна — равномерно расположенные круглые потолочные люки. Благодаря сложной системе отражений они не пропускали прямые солнечные лучи, вредные для книг, но наполняли залы естественным светом. При этом не возникало лишних теней, которые могли бы мешать читателям.
Библиотека делилась на две большие зоны. Одну из них занимали хранилища самых популярных книг и читальные залы: Алвар Аалто решил совместить их, чтобы читатели могли найти нужное издание без помощи библиотекаря. Так появилась система, которая сейчас называется открытым хранением.
Часть книг занимала подземный этаж. Там размещались в основном издания, которые выдавали на дом. Центром читального зала и самой высокой его точкой стала кафедра регистрации и абонемента. Благодаря такому размещению посетители сразу видели, где можно найти библиотекаря. Там же, рядом с рабочим столом сотрудника библиотеки, находился небольшой деревянный короб с лифтом внутри: на нем поднимали книги из подземного хранилища.
Вторую зону в здании заняли помещения для дополнительных занятий и досуга. Аалто одним из первых в Финляндии предложил приходить в библиотеку не только читать, но и заниматься в кружках, слушать лекции или концерты. Архитектор придумал многофункциональные комнаты: их можно было легко и быстро перегородить шторами и трансформировать.
Сотрудники архитектурного бюро Аалто спроектировали большую часть мебели и декора в библиотеке, в том числе светильники. Это помогало поддерживать внутренний баланс интерьеров, единый декор и комфортное освещение.
Автор: Тата Боева