Когда архитектор Алвар Аалто начал строить в Выборге здание библиотеки, город находился на территории Финляндии: после революции она вышла из состава Российской империи и приобрела независимость. Но в 1944 году, во время Великой Отечественной войны, Выборг стал частью Ленинградской области. Так здание библиотеки «переехало» через границу и превратилось в образец финской архитектуры в СССР. Читайте в нашем материале, как Алвар Аалто несколько раз изменял проект этого сооружения, зачем разместил круглые окна в потолках и почему сам разрабатывал интерьер для проекта.
Библиотекам часто присваивают имена их основателей или известных писателей. Например, московская «Иностранка» носит имя ее первого директора — Маргариты Рудомино. Алвар Аалто не писал книг и не создавал новых библиотечных фондов — он был архитектором из Финляндии, автором проекта этого здания.
Аалто считали новатором своего времени, одним из родоначальников североевропейского модернизма и крупнейшей фигурой финской архитектуры. Он начал работать в 1920-е годы — в период экономического и промышленного подъема в Финляндии. Художественные взгляды архитектора не раз менялись. В молодости он создавал проекты в духе североевропейского неоклассицизма. В этом направлении сочетались восходящие к Античности образцы и народные мотивы из скандинавской культуры.
Дольше всего Аалто работал в интернациональном стиле, основой которого были эксперименты с пространством и балансом здания. Архитекторы-интернационалисты чаще всего проектировали строения простой прямоугольной формы, отказывались от декоративных элементов. Внешний лаконизм таких сооружений уравновешивался обилием открытых внутренних пространств и иллюзией легкости всей конструкции.
Аалто разрабатывал эргономичные проекты с учетом человеческих потребностей. Он наполнял строения светом, важным в северных широтах, и экономил пространство за счет лаконичных деталей и форм.
Автор: Тата Боева