Когда архитектор Алвар Аалто начал строить в Выборге здание библиотеки, город находился на территории Финляндии: после революции она вышла из состава Российской империи и приобрела независимость. Но в 1944 году, во время Великой Отечественной войны, Выборг стал частью Ленинградской области. Так здание библиотеки «переехало» через границу и превратилось в образец финской архитектуры в СССР. Читайте в нашем материале, как Алвар Аалто несколько раз изменял проект этого сооружения, зачем разместил круглые окна в потолках и почему сам разрабатывал интерьер для проекта.
В институте Алвар Аалто учился у Сигурда Фростеруса — представителя рационалистического направления в архитектуре. Фростерус считал, что не нужно обращаться к романтизированным скандинавским мотивам. Он использовал в своих проектах металлические конструкции в индустриальном стиле. Аалто под его влиянием отошел от североевропейского классицизма и обратил внимание на иные возможности архитектуры.
До начала работы над библиотекой в Выборге Алвар Аалто реконструировал дом своих родителей в Алаярви и создал проект Дома трудящихся в Ювяскюля. Несмотря на небольшой опыт работы, к тому времени он уже открыл собственное архитектурное бюро.
Аалто выиграл конкурс на проектирование библиотеки в 1927 году. Сначала он предложил построить трехэтажное строение в классическом стиле с декоративными фризами и рустовкой — облицовкой из необработанных с одной стороны прямоугольных камней. Но жюри конкурса раскритиковало одну из самых крупных деталей проекта — высокую центральную лестницу. По задумке архитектора, она должна была соединить вход в здание с кафедрой абонемента, по мнению судей — заслоняла естественный свет. Кроме того, жюри потребовало заменить стеклянный потолок над лестницей на окна.
Эти изменения в проекте не стали единственными. Автор книги «Алвар Аалто. Его жизнь» Гёран Шильд писал: «Выборгская библиотека ожидала постройки длительное время и претерпела такие решительные изменения по сравнению с первоначальным проектом, что мы можем говорить о четырех различных проектах». Часть идей Аалто — например, фасад свободной формы, сад на крыше и бетонная плита в виде спирали над входом — вызывала беспокойство горожан своим непривычным видом. Из-за этого даже разгорались целые дебаты в прессе. После них архитектор снова вносил исправления в план.
Строительство тормозили не только многочисленные пересмотры проекта, но и экономический спад 1930-х годов в Финляндии, связанный с кризисом и сложными отношениями с СССР. Даты и место строительства много раз переносили. Наконец, власти выделили площадку рядом с Новым кафедральным собором. Архитектурные решения библиотеки контрастировали с богатым декором старинного храма, поэтому к такому соседству неоднозначно относились и горожане, и коллеги Алвара Аалто.
В итоге идею удалось реализовать только в 1935 году. Финальная версия проекта отличалась от конкурсного исходника. За восемь лет неоклассическое здание с декором и эффектной лестницей преобразилось в лаконичный параллелепипед.
В ходе всех этих перипетий менялось и собственное восприятие автора. На опыте библиотеки в Выборге Аалто понял, что за внешний облик и интерьер здания должен отвечать один и тот же человек. Поэтому архитектор занялся предметным дизайном, наполнил здание изнутри своими разработками — от вентиляционных люков до кресел, абажуров и дверных ручек.
Автор: Тата Боева