Найти тему
Литературный салон "Авиатор"

Инструктор

Оглавление

Борис Аверин

На юбилей авиационного училища лётчиков прибыли выпускники разных лет. Золотые звёзды героев, генеральская форма, блеском украшали зал торжественного заседания.

   Начальник новой структуры, в которую преобразовано училище, читая доклад, называл фамилии выпускников, прославивших учебное заведение.      Это были лётчики-космонавты, лётчики-испытатели, авиационные военачальники. Он не назвал фамилии их учителей. Прежде всего, лётчиков-инструкторов, давшим им путёвку в небо, «поставивших» юнцов на крыло, заложивших основы владения трудной и опасной профессией военного лётчика.

   Прослушав доклад, я вспомнил, как в группе молодых инструкторов, проходил теоретическую подготовку. Учебные занятия по педагогике, психологии, методике лётного обучения, и другим предметам, проводили опытные авиационные командиры.

   Из преподававших офицеров выделялся, подполковник Корост, командир авиационной эскадрильи. Коренастый, улыбчивый, остроумный, нам двадцатилетним, казался пожилым в его сорок лет. Мы изучали с ним методику лётного обучения.

   Начав первое занятие, он изрек:  лётчик-инструктор должен, кроме безукоризненного пилотирования, и обладания глубокими знаниями,  быть мудрым, как сова, хитрым, как лиса.

   В подтверждение слов, рассказал историю.

   В казахстанской степи, на временном аэродроме, куда с рассветом прилетали самолёты, а после окончания полётов возвращались на стационарный аэродром, шли учебные полёты.  Лёгкие крылатые машины, разрывая пропеллерами весенний воздух, уходили в небо одна  за другой.

   К посадочному «Т» подъехал командирский «Газик». Из него вышел командир полка подполковник Беляев.  Он решил  посмотреть посадки самолётов, пилотируемых курсантами.

   Одна из посадок была очень плохой.  Из-за позднего начала выравнивания аэроплан, чуть не ударившись шасси о землю, «полез» вверх. С высоты выше двух метров повалился, накренившись влево. Офицер ждал неминуемого удара о землю левой консолью. Но, чудо не много «погасило» вертикальную скорость, и уменьшило крен. Самолёт, неуклюже плюхнувшись, побежал по земле.

   Лишившись  покоя от посадки, едва не закончившейся аварией, подполковник сел в  автомобиль и, поехал к стартовому командному пункту.

   Полётами руководил командир авиационной эскадрильи подполковник Кузнецов, в прошлом фронтовик. Тут же, с ним состоялся неприятный разговор.

   На разборе полётов командир эскадрильи был в плохом расположении духа.
- Старший лейтенант Довженко, - гневно произнёс подполковник, - Ваш курсант Краев, неоднократно в самостоятельных полёта плохо садится. Сегодня от аварии его спасла моя  команда по радио.

   Строго посмотрев на вставшего из-за стола лётчика-инструктора, громко продолжил, - готовьте материал на его отчисление по лётной неуспеваемости.

   На щеках инструктора появился румянец.
- Есть готовить материал, - тихо ответил он.

   Разбор продолжался. Всё, о чём шёл разговор, в сознании молодого офицера отошло на задний план. Он был в своих мыслях о курсанте.

   - Краев не случайно попал в авиацию. Он с раннего детства мечтал быть военным лётчиком, подготавливал себя к профессии. Много читал об авиации, в авиамодельном кружке строил модели самолётов, много времени уделял физкультуре.
   В девятом классе начал занятия парашютным спортом. - Вспомнил Довженко из рассказа курсанта о себе.
   - У него до поступления в училище было семь парашютных прыжков, он инструктор-общественник по парашютной подготовке. Будучи учеником школы, подготовил к парашютным прыжкам 15 парашютистов.

   -  Юноша устремлённый к цели, прилежный в обучении и любознательный. Как он перенесёт психологический удар?  – Переживал инструктор. - Огорчением для матери будет отчисление сына, в одиночку воспитавшей хорошего сына.

   Решил, - отчисление курсанта будет большой ошибкой командования! Нужно разобраться, почему курсант правильно выполняет посадку в контрольных полётах, но плохо, когда летит один?

   После окончания разбора полётов подошёл к командиру звена майору Кильдюшеву. Майор был фронтовиком в годы войны, и имел большой опыт в обучении курсантов. Пользовался большим авторитетом у личного состава эскадрильи и командования.

   - Товарищ майор, - обратился Довженко к своему командиру, - нельзя так резко решать судьбу курсанта Краева. Он нормально летает в контрольных полётах, не хуже других курсантов группы.

   Командир звена внимательно выслушал подчинённого, и вступил в разговор.
   - Да, в контрольных нормально. Но, что происходит с ним в самостоятельных?
   - Думаю, товарищ майор, - сказал старший лейтенант, - корень проблемы в психологии. Возможно, он боится посадки, когда летит один. У него нет уверенности в её выполнении.

   - Может быть. Что ты предлагаешь?
   - Прошу Вас попросить командира эскадрильи не представлять его к отчислению. Разрешить полетать с ним завтра, полётов шесть – восемь.   Сегодня позанимаюсь с ним на предварительной подготовке, побеседую, постараюсь ещё раз разобраться в причине низкого качества самостоятельных полётов.

    Хорошо, Женя, иди к курсантам, - по-отечески завершил разговор командир, - я подойду к комэску.

   Инструктор начал предварительную подготовку с курсантами. Ни одним мускулом лица не выдал мрачных мыслей и взволнованного состояния. Всё как обычно. Подведение итогов лётной смены, разбор отклонений и ошибок, постановка задач на завтрашнюю лётную смену.

   Через некоторое время в группу пришёл командир звена и сообщил очерёдность вылетов в соответствие плановой таблицы полётов. Курсанту Краеву были запланированы по четыре полёта по кругу с инструктором в первом и третьем вылетах самолёта.  Инструктор понял – командир эскадрильи  пошёл ему на встречу.

   Закончилось время предварительной подготовки. В методическом городке остались двое: инструктор Довженко продолжил занятия с  Краевым.

   Курсант с моделью самолёта в руке не однократно рассказывал технику выполнения посадки, распределение внимания. Инструктор внимательно и терпеливо слушал. Дополнял, выделял главное в пилотировании самолёта, поправлял неточности, сказанные курсантом,  не пропускал, казалось бы, незначительные оговорки.

   У инструктора была задача – добиться безукоризненного знания техники выполнения посадки.  В ходе дополнительного многочасового занятия он убедил курсанта  в его способности отлично справиться с заданием.

   Стемнело, раздалась команда на построение курсантов на ужин. Старший лейтенант отпустил курсанта и пошёл к мотоциклу, на котором приезжал в часть.
 Дома его ждали жена и маленькая дочь. Ему нужно было проехать от аэродрома до города десять километров. Завтра, в четыре часа утра, проделать этот путь в обратном направлении.

   На следующее утро, как всегда, задолго до восхода солнца, курсанты выехали на грузовике на аэродромную площадку. Под руководством помощника руководителя полётов, командира звена майора Кильдюшева, стартовый наряд - курсанты его звена, выложили из полотнищ посадочные знаки, расставили красные и белые флажки, как говорили: «Разбили старт».

   Инструктора прилетели на самолётах с механиками. Командир эскадрильи дал предполётные указания, и, в шесть часов утра начались полёты.

   Первым из лётной группы летал с инструктором курсант Краев. Выполнив четыре полёта, самолёт зарулил. Выключен мотор. Спрыгнул с плоскости инструктор, за ним спустился Краев.

   - Товарищ старший лейтенант, разрешите получить замечания.
   - Отлично, молодец! Ты выполнил все полёты без моего вмешательства в управление и моих подсказок. – Радостно, с улыбкой говорил старший лейтенант.

   Инструктор начал обсуждение предстоящего полёта с очередным курсантом.

   Подошло время второго вылета Краева. Курсант подошёл к инструктору. Приложив руку к одетому шлемофону, доложил, - Курсант Краев к полёту готов.
   - Хорошо! В этом вылете ты выполнишь четыре посадки. Полёты конвейером, как выполняли в предыдущем вылете. – Уточнял задание инструктор. – Обрати внимание на появившийся встречный ветерок. Если скорость перед выравниванием нормальная, то помедленнее убирай обороты на малый газ. В остальном всё так же, как в предыдущем полёте. – С улыбкой посмотрел на курсанта, и недолго помолчав, добавил, - Условие тебе такое, всё сам, считай, что меня в самолёте нет. Я не буду ни вмешиваться в управление, ни подсказывать. Всё сам! Понял?
        - Так точно!
        - Садись в кабину, пристёгивайся, обдумывай полёт. Я сяду чуть позже.

   Курсант полез в переднюю кабину. Товарищ из его лётной группы, стоя на плоскости самолёта,  помог застегнуть привязные ремни. Краев мысленно «проигрывал полёт», вглядываясь в приборную доску и двигая рули.

   Через некоторое время услышал голос инструктора.  – Запрашивай разрешение на запуск и запускай. Я сажусь в кабину и пристёгиваюсь. Больше тебе ни чего не скажу, будто меня нет.

   Двигатель запущен, получено разрешение на взлёт. Разбег, самолёт в воздухе. Хорошее приземление, конвейер, снова заход на посадку. Задание выполнено.

   Подруливая к флажкам, Краев с удивлением увидел своего инструктора старшего лейтенанта Довженко, который вместо механика самолёта стоял между флажками, подняв руки вверх. Он показывал направление руления.

   - Инструктор на земле! Я слетал один, сам отлично садился! – Радовался курсант.

   После полёта Краев подошёл к инструктору получить замечания.
   - Ты молодец! Так летай всегда! – Улыбнувшись, ответил Довженко.

   Перед этим необычным вылетом, когда курсант сел в кабину, механик самолёта уложил мешок с песком в чашку сидения задней кабины для сохранения центровки в полёте без инструктора.

   Делалось это втайне, не заметно для курсанта. Инструктор хотел, что бы тот, не зная, что летает один, не боялся посадки. Нарушил плановую таблицу, рисковал своей карьерой в случае неудачи.       
       Руководитель полётов был уверен, что курсант летает с инструктором. Видел отличные четыре посадки, как говорят «одна в одну».
       После окончания полётов инструктор, волнуясь, подошёл к командиру звена, рассказал о своём необычном поступке.
       - Товарищ майор, в нарушение плановой таблицы, я выпустил курсанта Краева в самостоятельные четыре полёта. Он справился с заданием прекрасно. Уверен, что после сегодняшнего дня он всегда будет нормально садиться. Не знаю, как доложить об этом командиру эскадрильи?

       Внешне Майор Кильдюшев не показал, что ему понравилась находчивость инструктора и его необыкновенный методический приём.
       - Конечно, это нельзя было делать! Но, хорошо, что задуманное тобой благополучно завершилось. Я доложу командиру эскадрильи сам.

       На разборе полётов подполковник Кузнецов и слова не сказал о случившемся.
В дальнейшем Краев уверенно  летал самостоятельно и нареканий на его посадки ни со стороны инструктора, ни руководителей полётами, не было.

Инструктор (Борис Аверин) / Проза.ру

Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Другие рассказы автора на канале:

Борис Аверин | Литературный салон "Авиатор" | Дзен