В России 11 ноября начнется традиционная распродажа "11.11", после чего в конце месяца пройдет так называемая черная пятница. Магазины и маркетплейсы заманивают клиентов низкими ценниками и щедрыми подарками, однако эксперты рекомендуют не спешить наполнять корзины и тратить деньги. По их мнению, многие обещанные выгоды – лишь красивая реклама. Разбираемся, на какие уловки идут продавцы и как действительно сэкономить в дни больших распродаж.
Быстрее, дешевле, ярче
Россиян ждут сразу две крупные распродажи – "11.11" и "черная пятница", которая начнется в полночь 23 ноября и продлится три дня. Магазины и маркетплейсы задолго до этих дат заманивают клиентов акциями и щедрыми предложениями. Однако маркетолог, пиар-специалист и бренд-менеджер Мария Фальковская в разговоре с Москвой 24 призвала не верить всем уловкам, так как зачастую это игра на эмоциях потребителя.
Эксперт перечислила самые популярные приемы, которыми пользуются продавцы в период крупных распродаж.
Снижение стоимости. На многих сайтах в дни распродаж используется правило написания цены: более высокая цифра зачеркнута, меньшая – нет. Это вызывает ощущение искусственной экономии, объяснила Фальковская.
Привлечение покупателей бесплатными купонами. "Чаще всего такие предложения рассылаются по базе клиентов заранее, а также публикуются на сайтах и в онлайн-сообществах. Все это нужно, чтобы создать напряжение и завлечь покупателей", – рассказала маркетолог.
Создание новых специальных предложений. Якобы в магазине продается что-то уникальное, что нельзя получить в обычный день. Причем количество товара строго ограничено. "Это создает чувство срочности и внушает покупателям, что им стоит совершить покупку прямо сейчас, чтобы не упустить возможность", – отметила эксперт.
Яркая картинка. Бренды перед началом скидок делают специальную рекламную кампанию: особое оформление витрин и социальных сетей с изображением запоминающегося заголовка и текстом с призывом купить ту или иную вещь.
Лимит времени. Бренды ограничивают срок действия скидок, чтобы предложения казались более срочными и привлекательными.
Бесплатная доставка. Некоторые компании предлагают привезти за свой счет заказы, сделанные во время "черной пятницы". Это может стать дополнительным стимулом, особенно если у потребителей большие покупки или товары, которые тяжело забрать самостоятельно, сказала маркетолог.
Конкурсы и розыгрыши. Бренды организуют мероприятия с ценными призами – бесплатными товарами, подарочными картами и другими бонусами. Естественно, все это тоже привлекает дополнительное внимание.
Рекламные партнерства. Сотрудничество с известными личностями или брендами помогает компаниям привлечь новых клиентов и создать больше шума вокруг своих предложений. "Покупатели ведутся на это из-за психологического давления, эффекта толпы и страха пропустить что-то важное", – обратила внимание эксперт.
Желаемая выгода
Чтобы действительно сэкономить в дни крупных распродаж, не стоит совершать импульсивных покупок и верить всем заявлениям продавца. Для начала нужно сравнить все варианты и цены на рынке, подчеркнула Мария Фальковская.
Не покупайте сразу на первом же сайте или в магазине, который предложил вам скидку. Исследуйте рынок, сравните цены на нескольких платформах, чтобы удостовериться, что предложение действительно выгодное. Иногда у конкурентов сопоставимые или еще более льготные условия.
Мария Фальковская, маркетолог, пиар-специалист и бренд-менеджер
Кроме того, маркетолог посоветовала смотреть не только на цену, но и на характеристику вещи, прочитав отзывы о ней. Иначе стремление сэкономить может обернуться некачественным приобретением, которое не прослужит долго.
"Заранее определитесь с покупками: составьте список вещей, которые вы действительно хотите купить во время распродажи. Это поможет вам не тратить время на мелочи и сосредоточиться на основных предметах", – порекомендовала эксперт.
Также необходимо следить напрямую за социальными сетями брендов. Зачастую именно там выкладывают эксклюзивные предложения и скидки для подписчиков, добавила Фальковская.
Как не потратить лишнего?
Уловки и обещания могут вскружить голову любому, однако к каждой покупке стоит подходить обдуманно. Еще лучше – выделить определенный бюджет на "11.11" и "черную пятницу", что позволит не потратить лишнего, посоветовала кандидат экономических наук, доцент МГГЭУ, маркетолог Инна Литвиненко.
По ее словам, многие продавцы поэтапно накручивают цены до распродаж, чтобы потом заманивать клиентов скидками в 70 и более процентов. Но по итогу стоимость остается прежней. Поэтому важно заранее – как минимум за три недели – отслеживать цену желаемой вещи, чтобы не переплатить.
Также распределите свой ежемесячный доход согласно "золотой пропорции" 50/30/20, где 50% – это ваши текущие расходы, 20% – накопления, а 30% – "хотелки". Именно столько вы сможете потратить в дни ноябрьских распродаж.
Инна Литвиненко, кандидат экономических наук, доцент МГГЭУ, маркетолог
Еще одно правило: не совершать покупку на эмоциях. Для начала нужно взвесить все за и против, подчеркнула специалист.
"Не делайте это вечером. После эмоционально насыщенного дня часто возникает желание пожалеть себя любимого и чем-то побаловать. Отложите приобретение до утра или обеда", – отметила Литвиненко.
Если соблазн совершить покупку слишком велик, эксперт порекомендовала ответить на следующие вопросы:
- сколько членов семьи смогут это использовать?
- как долго и часто я буду этим пользоваться?
- насколько это полезно для здоровья?
- станет ли жизнь лучше благодаря этому приобретению?
Также лучше всего сначала прийти в магазин без крупной суммы или совсем без денег. Нужный товар можно отложить, и вернуться за ним позднее, все хорошо обдумав, заключила эксперт.