Эпоха и те масштабные трансформации, которые были обусловлены рубежом XIX-XXвв., не могли не сказаться и на модном тогда коллекционировании предметов искусства, меценатстве в целом. Это было время оформления русского меценатства в среде представителей отечественных купеческих и предпринимательских династий (Бахрушиных, Боткины, Прянишников, Цветков, Хлудов, Щукин и др.). Купечество в это время вкладывало значительные материальные средства в развитие институтов культуры, в разнообразные социокультурные начинания и новации, нередко становясь инициатором и разработчиком многих социальных и культурных проектов. Среди этих, к счастью для нас, многочисленных имен, одно стоит выделить особенно.
Мария Тенишева (урожденная Пятковская) родилась в Петербурге в 1858 году. Ее мать вышла замуж лишь после рождения девочки, по слухам, ее родным отцом мог быть ни много ни мало сам Александр Второй.
Положение «незаконнорожденной» отражалось на жизни Маши с самого детства. Она получала домашнее образование, не испытывая нужды практически ни в чем, однако была одинока и заброшена. В одиночестве часто развивается фантазия и творческий дар. Не стала исключением и подвергавшаяся своеобразному остракизму и Мария. Маленькая Маша часто «беседовала» с живописными полотнами, которые висели в доме ее отчима. Она называла их «друзьями-картинами» и «благородными созданиями».
В 1869 году Мария Тенишева поступила в первую в России женскую гимназию, где учили по программам мужских реальных училищ. Поначалу, получив, наконец, возможность нормального общения со сверстниками, она постоянно безобразничала, но позже увлечение русской историей, естественными науками и иностранными языками взяло свое. Мария прекрасно училась и окончила гимназию очень интересной и образованной девушкой. Неудивительно, что она сразу вышла замуж за - правоведа Рафаила Николаева, в браке с которым спустя год родилась дочка. В браке все еще очень юной Марии было откровенно скучно и тяжело и, промаявшись в несчастливом супружестве около пяти лет, она уехала - от мужа и из страны, прихватив верную служанку Лизу и, конечно же, маленькую дочь.
В Париже тянущаяся к знаниям и искусству, свободолюбивая Мария с удовольствием занималась самообразованием, изучала языки, подружилась с Иваном Тургеневым, Антоном Рубинштейном, Константином Маковским.
Впрочем, спустя год Марии Тенишевой пришлось вернуться в Россию. Муж забрал у нее дочь, у самой Тенишевой начались материальные проблемы. Осенью того же года она вновь уехала в Париж, где продолжила заниматься вокалом и вместе с подругой Екатериной Святополк-Четвертинской гуляла по музеям. Заинтересовавшись и старинным искусством, начала брать уроки рисования в Лувре.
Весной 1885 года она вновь вернулась в Россию и муж дал ей развод, определив общую дочь в закрытый пансион. Тенишева поселилась в Талашкино с Екатериной Святополк-Четвертинской, где подруги открыли Школу грамоты для детей крестьян.
Продолжая уже на Родине уроки рисования, Мария стала изучать и оперу. Примерно тогда же она познакомилась с «русским американцем» - крупным предпринимателем Тенишевым, состоятельным промышленником, меценатом, ученым, автором книг по агрономии, этнографии. Вот с кем ей могло быть так интересно! В 1892 году Мария и Вячеслав Тенишев поженились. И именно с этого момента Мария начала воплощать свое подлинное призвание – ведя активную просветительскую и благотворительную деятельность. Так, при Брянском рельсопрокатном заводе, которым руководил Вячеслав Тенишев, княгиня открыла ремесленные училища для детей рабочих, вечерние курсы, клуб. В 1894 году Мария Тенишева и Святополк-Четвертинская выкупили у разорившейся помещицы хутор Фленово — неподалеку от Талашкино, где открыли сельскохозяйственную школу.
В доме супругов на Английской набережной собирались известные деятели культуры - композиторы, художники, коллекционеры. В 1895 году у себя дома княгиня открыла мастерскую-студию, где будущие мастера готовились к поступлению в Академию Художество которой в то время руководил Репин.
Организаторские способности, смелость, страсть к искусству не ограничивались содержанием салона и видимостью благотворительных дел. Мария Тенишева самостоятельно организовала в Петербурге выставку произведений западноевропейского искусства. Ценную коллекцию она собрала, во время своих путешествий по Европе. Несколько полотен хотел выкупить сам Павел Третьяков, но Тенишева отказалась нарушать целостность собрания.
В марте 1898 года Мария Тенишева стала сооснователем журнала «Мир искусства», спонсируя первые выставки художников, входящих в это объединение - Бенуа, Серова, Коровина, Врубеля.
В своеобразном провинциальном культурном центре Тенишевых - так называемых «Русских Афинах», усадьбе Фленово, тоже кипела жизнь. Там существовал свой оркестр русских народных инструментов, народный театр. В начале ХХ века Мария Тенишева решила построить во Фленово храм. Внутренней отделкой и росписью отстроенного храма Святого Духа стал заниматься близкий друг семьи Николай Рерих.
В том же - 1903 - году муж Марии, столь трогательно разделявший все интересы и чаяния жены, серьезно заболел и умер. После его смерти, вместе со своей верной соратницей – все той же подругой Екатериной Святополк-Четвертинской - Мария отправилась в поездку по городам России. Путешествуя по Новгороду, Суздалю, Владимиру, Угличу дамы скупали старинные произведения искусства. Для формирования экспозиции подруги планировали открыть музей «Русская старина». Увы, этой благородной миссии не суждено было осуществиться – произошла революция 1905 года.
Начались волнения в ее школах, забастовки в рабочих мастерских. Горели целые деревни. Княгиня приняла тяжелое решение — закрыть школу, приостановить все работы и переехать со Святополк-Четвертинской в Париж. Два следующих года, чтобы сберечь коллекции Тенишевой, их постепенно вывозили из России. Пристанище в Париже стали называть «мини-Талашкино». Как и раньше, Мария Тенишева изучала эмаль и начала записывать свои наблюдения в виде исследовательской работы.
В 1906–1907 годах Париж захватила мода на русское. В дополнение к выставке Сергея Дягилева и готовящимся "Русским сезонам" под его руководством, Тенишева представила парижанам традиционное искусство России на специальной выставке. Экспозиция стала настолько популярной, что коллекции выставлялись практически полгода в четырех залах Лувра, а во французской моде и ювелирном искусстве тех времен появились русские мотивы.
Возвратившись на Родину, подруги пытались возродить свои «Русские Афины». В Талашкино вновь собирались друзья: Николай Рерих и Игорь Стравинский работали там над обещанным Дягилеву балетом «Весна священная». Не забывала Мария и о помощи страждущим - во время Первой мировой войны в Смоленске Тенишева открыла лазарет для раненых.
В 1918 году княгини Тенишева и Святополк-Четвертинская выехали через Крым во Францию. Небольшая вилла под Парижем снова стала очередным «тенишевским» русским культурным центром. Тяжело переживая расставание с Родиной, Мария написала мемуары, которые позже опубликовала ее верная подруга.
Марии Тенишевой не стало в 1928 году. Ее похоронили на кладбище Сен-Клу. И после смерти художники и искусство были с нею рядом - каменное надгробие на ее могиле выполнил великолепный русский иллюстратор Иван Билибин.
На Родине, в любимом Талашкино сегодня есть памятник этой замечательной женщине, прекрасному олицетворению русского меценатства.