Найти тему
Английский с Алекс Дар

Главные ошибки в задании 4 устной части ЕГЭ. На чём выпускники теряли баллы в 2023 году?

Оглавление

Разбираем последнее задание устной части - связное монологическое высказывание с элементами рассуждения с опорой на вербальную ситуацию и фотографии. Это задание высокого уровня сложности, но, в целом, статистика по нему неплохая:

-2

Основные ошибки в грамматике и лексике. Это неудивительно: 3 минуты спонтанной речи, есть где ошибиться.

Это самое дорогое устное задание, оно "стоит" 10 баллов, что 12,2% от общего первичного балла (82 балла в 2024 году). Как же получить заветный червонец? Давайте разбираться.

Как выглядит задание 4?

Вариант из демоверсии 2024 года, такое же задание попалось моим ученикам на ЕГЭ
Вариант из демоверсии 2024 года, такое же задание попалось моим ученикам на ЕГЭ

Задание 4 строится на идее проектной работы. Экзаменуемый представляет, что он вместе с другом делает школьный проект по указанной теме (в кавычках). Он нашел фотографии для проекта и хочет поделиться ими с другом. Но по техническим причинам он не может их отправить и оставляет голосовое сообщение, в котором:

  1. даёт описание фото, объясняет выбор именно этих фотографий-иллюстраций для проекта и отмечает в них различие (я);
  2. рассуждает о «плюсах» сравниваемых объектов/ситуаций/действий;
  3. рассуждает о «минусах» сравниваемых объектов/ситуаций/действий;
  4. выражает своё мнение по указанному в задании аспекту проектной работы и обосновывает его.

Также в этом задании нужно использовать определенные вступительные и завершающие фразы. Дается 2,5 минуты на подготовку и 3 минуты на ответ, содержащий 12-15 предложений.

Вот так выглядит схема оценивания для экспертов:

-4

Где ошибались выпускники?

ФИПИ сетует на то, что:

Все еще встречаются случаи, когда продуцируемое экзаменуемым высказывание не является по сути целостным связным монологом, это как бы набор мало связанных между собой ответов на отдельные вопросы – пункты плана.

Т.е. высказывание получается не цельным монологом, а набором фраз по пунктам плана, это неправильно.

Нужно, чтобы ответ был композиционно организован (введение, основная часть, заключение), передавал информацию последовательно (по пунктам плана), имел логические связи (мостики между абзацами, использование слов-связок, вводных фраз) и имел смысловую завершенность.

Также ФИПИ критикует и учителей, которые увлекаются "верой в силу шаблонов".

К сожалению, не только ученики, но и не все учителя понимают разницу между словосочетаниями, полезными выражениями, речевыми клише как строительным материалом, который следует тренировать применительно к разным ситуациям общения, к разным темам и коммуникативным задачам, и застывшими шаблонами «на все случаи жизни», используемыми иной раз экзаменуемыми совершенно неуместно. Увлечение шаблонами ведет к тому, что участники экзамена не осознают двусторонней связи между темой проектной работы и фотографиями-иллюстрациями.

Теперь понятно, где кроется корень зла, будем исправляться :).

Для иллюстрации этой проблемы ФИПИ приводит примеры:

-5

Здесь важно сфокусироваться на теме проекта - “Solo or in company. Речь идет о способах принятия пищи (как?) - одному или в компании. Также нужно
было описать плюсы и минусы потребления пищи в компании или в одиночестве.

Однако, на экзамене некоторые ребята начинали говорить по шаблону о здоровом и нездоровом перекусе / здоровой и нездоровой еде и это была fatal error и перечеркивала весь ответ.

Были и обратные ситуации, когда все внимание уделялось теме проекта, а фотографии-иллюстрации упоминались в одном-двух первых предложениях, их описание фактически отсутствовало, в «плюсах»-«минусах» использовалось исключительно обобщение без обращения к конкретным изображениям.

Как итог, ФИПИ призывает найти баланс между конкретикой фотоиллюстраций и обобщенным характером темы проекта и соблюдать его во всех частях высказывания.

Что с этим делать?

ФИПИ пишет о том, что "необходима серьезная системная работа по развитию и совершенствованию умений диалогической и монологической речи".

Для этого необходимо:

  • создать план пошагового развития стратегий развития монологической и диалогической речи;
  • научить школьников находить ошибки собственные и своих одноклассников в выполнении различных заданий на спонтанную и подготовленную речь;
  • комментировать их и корректировать;
  • стимулировать навыки самоконтроля;
  • развивать аналитическое мышление, логику, креативность, самостоятельность, ответственность.

Также в процессе подготовки к устной части ЕГЭ обучающимся следует делать аудиозапись своих ответов, прослушивать и анализировать их.

Необходимо контролировать время высказывания, используя любой таймер, а также обычные или песочные часы. Во время экзамена на экране компьютера будет специальный таймер, который подскажет, сколько времени от подготовки или ответа прошло, а сколько осталось.

Важно на уроках и вне их систематически тренироваться в неподготовленной, спонтанной речи.

Вот и все рекомендации ФИПИ по устной части. У меня есть примеры ответов, за которые ребята получили максимум в прошлом году. Изменений по содержанию нет, поэтому они все еще актуальны. Выложу их в следующих статьях. Stay tuned!

Главные ошибки в устной части ЕГЭ в 2023 году. Задание 3.

Главные ошибки в устной части ЕГЭ в 2023 году (1 и 2-е задания).

-6