Начать свои статьи про вакцинацию я бы хотела с небольшого исторического обзора, поскольку мы настолько привыкли к стабильности и защищенности в отношении многих заболеваний, что перестали уважительно относиться к достижениям медицины. Многие молодые доктора ( я не исключение) не знают детские инфекции в "лицо". Так с дифтерией, коклюшем, полиомиелитом и другими заболеваниями новое поколение врачей знакомы по учебникам, что несомненно, имеет как положительные стороны - многие заболевания канули в Лету, нет того уровня заболеваемости и смертности как века два назад, но и отрицательные стороны - отсутствие настороженности, сложности диагностики при атипичном ( не классическом, как в учебнике написано) течении заболевания, не готовность к вызовам ( вспышкам заболеваний из-за снижения уровня коллективного иммунитета, ввозимых случаев ).
С чего все начиналось...
Принято считать, что первая в российской истории прививка была сделана 23 октября 1768 года Екатерине II. Прививка была от оспы – страшного заболевания, которое сейчас побеждено именно благодаря вакцинации. В те времена эпидемии оспы выкашивали население Европы и России. В отдельные годы от оспы умирало более 1 миллиона человек. Болезнь не щадила никого, ни бедных, ни богатых. Специалист из Великобритании Томас Димсдейл,к которому обратилась императрица Екатерина II , сделал прививку от оспы ей и наследнику престола Павлу I. В память об этом важном событии была выбита серебряная медаль с изображением Екатерины Великой, надписью «Собою подала пример» и датой знаменательного события. На лицевой стороне медали «За прививание оспы», которой в ХIХ веке награждали врачей, прививавших от оспы.
Открытие в Москве Н.В. Склифосовским пастеровской станции
До открытия Луи Пастером вакцины с бешенством в России боролись заговорами, выжиганием ран каленым железом и прочими, имеющими мало отношения к науке методами. Собственно сейчас, добровольно отказываясь от прививок, мы движемся назад к допрививочным временам.
Открытие Пастером в 1885 году стало настоящим спасением. В Париж потянулись укушенные бешеными животными люди.
А пастеровские станции вскоре начали открываться по всему миру, и Россия стала одной из передовых в этом отношении стран. Первая станция прививок против бешенства в Российской империи (и вторая в мире) появилась в Одессе 11 июня 1886 года, а уже через месяц такая же была создана в Москве. К её открытию Луи Пастер прислал свой портрет с автографом. Он до сих пор хранится в Московском научно-исследовательском институте вакцин и сывороток им. И.И. Мечникова, открытом на её базе. Одним из инициаторов создания московской станции стал Николай Васильевич Склифосовский. К 1912 году пастеровских станций в России было уже 28, а к 1938 году в СССР – 80 (не считая нескольких сот филиалов). Московская станция стала ведущим центром по борьбе с бешенством в СССР. Тысячи жизней были спасены с того времени с помощью антирабических вакцин.
Борьба с полиомиелитом.
В конце XIX — начале XX веков, когда болезнь приобретала характер эпидемий, заболевшие попадали в госпитали надолго: на месяцы и даже годы. К сожалению, последствия паралича в большинстве случаев оставались на всю жизнь и не поддавались лечению.
Если вирус затрагивал мышцы диафрагмы, больных помещали в так называемые «железные легкие» – ящики, в которых работе легких помогала смена давления.
Самое плохое то, что такое лечение не помогало. Дети и взрослые, пораженные вирусом, жили и умирали, находясь скованными металлической конструкцией. Проведя в такой камере год, у пациентов атрофировались дыхательные мышцы, их даже нельзя было подключить к современным аппаратам искусственной вентиляции легких. К слову сказать, до сих пор существуют люди, пользующиеся «железными легкими», к сожалению, вернуться к обычной жизни для них не представляется возможным.
Разработка первой вакцины
Первая вакцина от полиомиелита появилась в начале 1952 г. Ее создателем был вирусолог Джонас Солк из Соединенных Штатов. К тому времени болезнь распространилась по всему Земному шару – только в Америке в течение 1952 году от вируса погибло более 3 000 человек, а остались парализованными более 21 000.
За основу были взяты мертвые вирусы. Полученный в итоге препарат ученый, в первую очередь, ввел себе и своим близким – трем сыновьям и жене. Происходящее фиксировали на фото и видеокамеры – в дальнейшем эти материалы использовали для успокоения населения при проведении массовой иммунизации. Оказалось, что вакцина безопасна и эффективна, и уже в 1954 году непроверенный состав ввели пяти тысячам учащихся школ. После вакцинации не заболел ни один ребенок.
Вторая вакцина от полиомиелита
Однако, несмотря на эффективность вакцины Солка, численность заболевших снижалась незначительно. Постепенно выяснилось, что препарат вызывает лишь кратковременный иммунитет к полиомиелиту.
В 1958 году вирусолог Сэбин обнаружил любопытный факт – если возбудитель размножается в условиях низкого температурного режима, выживает форма, не приводящая к болезни. При оральном введении такого вируса в живой организм в сочетании с чем-то сладким полиомиелит не развивается, но зато к нему образуются антитела. Получается, что вирус живой, но не патогенный, при этом дающий нужный иммунный ответ.
Полученная вакцина Сэбина обладала существенными преимуществами перед препаратом Солка. Во-первых, не требовался укол – было достаточно капнуть ребенку на язык. Во-вторых, ее производство требовало меньших финансовых затрат. В третьих, полученный иммунитет сохранялся длительное время.
Однако Национальный фонд США отверг эту идею, мотивируя это тем, что в Америке уже есть рабочая вакцина, а использовать живой вирус небезопасно.
Победа советских ученых
Судьбу живой полиомиелитной вакцины и её дальнейшей роли в мировой эпидемиологии решила встреча Сэбина с советским ученым Михаилом Чумаковым. На тот момент Михаил Петрович находился в Америке – вместе с женой и коллегой он был командирован в Штаты для обмена опытом. Чумаков быстро ухватился за эту теорию, и спустя некоторое время в СССР было привезено несколько тысяч доз вакцин от полиомиелита.
Препарат, который не был проверен до конца, испытывался на всех – себе, родных, коллегах. Прекрасно понимая опасность таких экспериментов, никто из близких не возражал. Все знали – это необходимо, чтобы защитить своих детей от страшного заболевания.
В Институте полиомиелита началось производство живой вакцины Сэбина. Однако Министерство здравоохранения не одобрило эту идею – «если от препарата отказались в Америке, почему же его должны испытывать и производить мы»? Чумаков решил рискнуть и провел успешную вакцинацию, после которой с эпидемией полиомиелита было покончено всего за полтора года. В 1960 году этой вакциной в СССР были привиты 77,5 миллионов человек, а вакцина была экспортирована в более чем 60 стран.
Как конфеты стали лекарством
Михаил Чумаков искал лучший способ доставки вакцины в кишечник, чтобы вирус не терялся во рту, где он не размножается, а в большей степени попал по назначению. В итоге он придумал сделать вакцину в форме драже. В 50-60-е годы на кондитерской фабрике имени Марата выпускали конфеты против полиомиелита.
Современное состояние проблемы
Согласно данным Роспотребнадзора в 2019-2020 гг наблюдались вспышки полиомиелита в Эфиопии, Конго, Филиппинах и ряде других африканских стран. Из-за отсутствия вакцинации по-прежнему сохраняется высокая вероятность эпидемий в Иране, Ираке, Украине, Сирии и многих других.
НА ЗАМЕТКУ! В 2002 году в результате действий антипрививочников жителей Таджикистана «освободили» от прививки от полиомиелита, она стала необязательной. В итоге только незначительная часть детей смогли получить вакцину. В 2010 году страну ожидала вспышка заболеваемости – инфекцию привезли из Индии, более семи сотен детей было заражено, 21 ребенок умер. Только благодаря международной помощи в страну быстро завезли препараты и иммунизировали почти три миллиона детей. (по сообщению РИА Новости)
В России речи о массовом распространении полиомиелита пока не идет, и это только благодаря вакцинации. Однако все чаще в новостях встречаются сообщения о вспышках заболевания среди приезжих , а также данные Роспотребнадзора о случаях вакцинассоциированного полиомиелита.
Между тем, ученые прогнозируют в ближайшем будущем эпидемическую ситуацию. Это связано, во-первых, с мутацией вируса, во-вторых, с цикличностью его активации (около 12-15 лет), в-третьих – с недостаточной грамотностью современных молодых родителей. Считая прививку от полиомиелита «пережитком прошлого», а само заболевание давно забытым и искорененным, они отказываются проводить вакцинацию своим детям, подвергая их и окружающих страшной опасности.
Допрививочная эра дифтерии
Противники вакцинации, громко трубящие о её «грозных» последствиях, почему-то забывают упомянуть о тех временах, когда в мире бушевали эпидемии этого страшного заболевания. Дифтерия – это тяжелейшее заболевание. Смертельный исход ждал до 20% детей и взрослых старше 40 лет и 5-10% людей среднего возраста. В 1920-х годах в Америке во время эпидемии дифтерии погибали от 13 до 15 тысяч человек в год, большинство из которых дети. В 1943 году в Европе дифтерию перенесли 1 миллион человек, из которых 50 тысяч умерли.
В 1974 году Всемирная организация здравоохранения запустила программу иммунизации от дифтерии, результаты которой проявились моментально. Эпидемии стали редкостью.
В начале 1990-х годов в России медицинские чиновники решили пересмотреть существовавший ещё с советских времен список противопоказаний к вакцинации против дифтерии. Он был значительно расширен и в результате этих изменений в 1994 году возникла эпидемия дифтерии. Тогда дифтерией заболели около 40 тысяч человек. Для сравнения в относительно спокойный 1990-й год было зафиксировано всего 1211 случаев заболевания.
Корь
Одной из самых заразных инфекционных болезней является корь. Передаваясь воздушно-капельным путем, она приводит к заражению 9 из 10 контактировавших с больным людей. Так, пробравшись на острова Фиджи из Австралии в 1875 году, болезнь убила около 25% населения. В 1951 году корь впервые появилась в Южной Гренландии и заразила 999 человек из каждой тысячи. До наших дней корь остается в списке ВОЗ, как одна из главных причин смертности детей в возрасте до пяти лет, – за это ее еще называют «детской чумой».
Препаратов для лечения кори не существует, можно лишь ослабить симптомы. Большинство людей переносят болезнь легко, но для части зараженных она заканчивается смертью. Страшны не столько проявления кори, сколько серьезные осложнения, к которым она может привести: слепота, энцефалит, пневмония, гепатит и пр.
Единственным эффективным способом борьбы с корью является профилактика. Первая вакцина была создана в США в 1963 году, практически в то же время над отечественной вакциной работали специалисты Ленинградского института эпидемиологии и микробиологии имени Луи Пастера под руководством известного советского бактериолога и вирусолога Анатолия Александровича Смородинцева. Уже с 1967 года вакцина начала широко применяться в СССР. Со временем появилась еще одна вакцина, а заболеваемость корью на территории Советского Союза удалось снизить в 650 раз.
В 2010-х по всему миру начались новые вспышки этого заболевания, даже в тех странах, где корь уже долгое время либо вообще не появлялась, либо появлялась в виде единичных случаев. В 2018 году в Европе было зафиксировано более 40 тысяч заболевших. В 2022 году корь напомнила о себе и в России.
Туберкулез.
Первые мысли о возможности создания противотуберкулёзной вакцины появились у французского микробиолога Альбера Кальметта и ветеринара Камиля Герена.
К 1919 году учёные создали штамм, не вызывавший туберкулёз у подопытных животных и задумались о его испытании на людях. Но лишь 18 июля 1921 года были сделаны первые прививки БЦЖ. Вначале часто бывало, что «что-то пошло не так»: к примеру, в германском Любеке все из 240 привитых новорождённых заболели туберкулёзом, а 77 из них умерли. Но расследование показало, что виновата не вакцина БЦЖ, а халатность врача, хранившего её в одном контейнере с культурой классических туберкулёзных микробов.
В 1925 году Кальметт передал свою вакцину советским коллегам и прививка БЦЖ начала активно применяться в СССР. Всего через 3 года выяснилось, что смертность от туберкулёза в группах привитых детей действительно сократилась. В 1928 году было рекомендовано вакцинировать БЦЖ новорождённых из «групп риска». С середины 1950-х годов вакцинация новорождённых стала обязательной в большинстве стран Европы (кроме разве что Нидерландов). Также в 1948 году первой из неевропейских стран обязательную вакцинацию ввела Индия, в 1967-1968 годах Бразилия, прививка обязательна в Сингапуре, Малайзии и многих других странах. Но с конца 1990-х годов несколько европейских государств прекратили использование БЦЖ для массовой вакцинации, сославшись на незначительную заболеваемость туберкулёзом среди своих граждан.
В заключении несколько слов о младенческой смертности в 19-20 веках .По статистическим подсчётам в 1860-1890 гг. её уровень был не просто высокий, а к концу 10-х годов нового столетия она стала наивысшей в Европе. В 1900 г. не дожив до года умирало 250 младенцев из 1 000 родившихся, а уже через 10 лет - более 300. Основной причиной смерти (примерно 30 %) была детская диарея
( особенности ухода за младенцами) Ну и, конечно, известные, а также подзабытые на сегодня инфекционные заболевания: скарлатина, корь, коклюш, тиф, оспа и дифтерия и другие.
Ученые разных стран трудились над созданием вакцин, рискуя своим здоровьем и здоровьем родных. Благодаря им, сегодня мы можем предотвращать эпидемии этих инфекций, сохраняя жизни сотням тысяч детей и взрослых!