Танки получили свое первое боевое крещение в период Первой мировой войны, многие достаточно своеобразны и удивительны, серьезно отличающиеся даже от образцов 30-х годов. Тем не менее, за годы войны танки показали себя (даже учитывая их не совершенность) с лучшей стороны, и после войны все крупные и развитые страны начали активно разрабатывать бронетехнику.
Конечно, первые танки (и машины, которые считались танками на то время) обладали скромной боевой мощью, порой вооружение ограничивалось лишь 2-4 пулеметами, а когда и еще пушками малых калибров. Кроме того, бронемашины имели только противопульную броню, впрочем, в отсутствии противотанковых пушек, это было не столь критично. В этой статье мы рассмотрим все серийные танки стран-участниц Первой мировой, которые воевали, прототипы и концепты учитываться не будут.
Германская Империя
A7V
A7V или Sturmpanzerwagen A7V (Штурмовая бронированная машина). Это немецкий 30-тонный танк выпущенный небольшой серией в 1917-1918 годах, немного повоевал в Первую мировую. Всего было выпущено около 20 танков.
Главный конструктор - капитан Йозеф Фольмер, производитель - Daimler-Motoren-Gesellschaft.
Танк создали на базе трактора Holt, корпус типичный для танков того времени – коробка, с двускатной крышей и небольшой башней для водителя.
Танк A7V отличался хорошей броней, которая позволяла защищать экипаж не только от пулеметного и винтовочного огня, но и от осколков осколочно-фугасных снарядов. Толщина брони лба корпуса – 30 мм, низ лба – 20 мм, борта и корма – 20 мм, днище и крыша – 15 мм.
По огневой мощи дело обстояло тоже неплохо: 57-мм пушка в слегка заостренном носу, и пять пулеметов 7,92-мм MG-08, по два по бортам, и один в корме.
Передвигало это чудо сумрачного немецкого гения два 100-сильных двигателя «Daimler». 30-тонный танк развивал скорость по шоссе до 12 км/ч, запас хода всего 35 км. Танк был медленным и не поворотливым, что с удельной мощностью 6,67 л.с./т не удивительно. Кроме того, танк обладал очень слабой проходимость, часто ломался и глох.
Экипаж -18 человек, и вот ему не позавидуешь: высокий уровень шума, жара и сильная загазованность делала танкистов просто героями. Также отмечается плохой обзор для водителя и внушительные габариты (7305х3060х3300 мм) делали его отличной мишенью.
Великобритания
Танк Mark I
Mark I – первый серийный тяжелый танк. Разработан и впервые применен в бою в 1916 году. Выпускался в двух вариантах: «самец» - с пушечно-пулеметным вооружением, и «самка» - с пулеметным вооружением. Было произведено по 75 штук каждого варианта.
1915-1916 года – это время позиционных войн, когда противники, окопавшись и ощетинившись пулеметами и пушками, не позволяли пехоте противника атаковать. В этом деле помогали бронеавтомобили, но слабо бронированные, с плохой проходимостью машины не могли внести существенного перелома. И тогда англичане создали Mark I.
Это довольно необычный танк ромбовидной формы, был довольно сырым и ненадежным. Танк обладал слабой противопульной и противоосколочной броней: лоб корпуса 10-12 мм, борта и корма – 10-12 мм, днище и крыша 5-6 мм.
Вооружение «самца» состояло из двух пушек 57-мм «Гочкис» L/40, расположенных по бортам в специальных спонсонах на тумбовых установках. Сзади пушек, в тех же спонсонах, устанавливались пулеметы 7,7-мм пулемёта «Гочкисс» M1909, третий пулемет имелся в лобовой части танка. Все пулеметы были съемными.
Передвигался почти 30-тонный танк при помощи 105-сильного бензинового двигателя, то есть, особо скоростным и подвижным Mark I не был. Скорость по шоссе – 6-7 км/ч, запас хода 38 км.
Это первая часть статьи, вторая здесь.