Найти в Дзене
monologova

"Каменные бабы"

О выставке Н.К. Рериха в Новой Третьяковке я писала ранее.

Кроме основных трех частей экспозиция была дополнена другими памятниками искусства. В частности, по направлению Древней Руси картины Рериха были "поддержаны" двумя оригинальными каменными половецкими идолами.

Изваяния, разбросанные по степям от Юго-Западной Азии до Юго-Восточной Европы, на Руси назывались «каменными бабами». Принято считать их создателями кочевников-половцев, живших вблизи древнерусского государства в 11 веке.

Статуя мужская стеловидная. 11 - первая пол. 13 вв. Российская империя, Екатеринославская губерния, Бахмутский уезд, село Скотоватое
Статуя мужская стеловидная. 11 - первая пол. 13 вв. Российская империя, Екатеринославская губерния, Бахмутский уезд, село Скотоватое

Статуи ставили на возвышенных участках степи, курганных могильниках, в специальных святилищах. Многие половецкие статуи изображают мужчин-воинов в шлемах, доспехах и оружием, а женские изваяния – в головных уборах, с серьгами, ожерельями. По мнению ученых, изваяния посвящены легендарным личностям, богам и героям, предкам.

Статуя женская. 11 - первая пол. 13 вв. Российская империя, Екатеринославская губерния, Бахмутский уезд, деревня Новобахмутовка
Статуя женская. 11 - первая пол. 13 вв. Российская империя, Екатеринославская губерния, Бахмутский уезд, деревня Новобахмутовка

Рядом с такими изваяниями осуществлялись жертвоприношения, культовые обряды. На рубеже 19-20 веков многие художники, скульпторы, писатели проявляли интерес с наследию Древней Руси, искусству скифов и половцев.