Это мероприятие было не совсем парадом в классическом его понимании, потому что не корабли проходили в кильватерном строю, а начальство объехало на моторной лодке несколько кораблей, собравшиеся вместе в невозможном месте. Дата получилась не совсем приуроченная к каким-то советским праздникам, но, вы знаете, у мыса Челюскин, далеко на севере, не каждый день оказывается одновременно 6 кораблей даже в наше время. А уж 1 сентября 1933 года – тем более.
Вообще на тот момент мыс Челюскин в общем и целом прошло за всю историю мореплавания не так уж много кораблей. Но 31 августа – 1 сентября 1933 года тут получилось настоящее столпотворение. Потому что в эти дни к мысу как раз подошла Ленская экспедиция – впервые в истории русского и советского Севера предпринималась попытка выполнить завоз припасов и снаряжения через устье Лены, ради чего собрали караван лесовозов, загруженных необходимыми грузами. Его отправили в путь из Архангельска в устье Лены в сопровождении ледокола «Красин».
Параллельно по арктическим просторам Северным морским путем шел из Ленинграда во Владивосток пароход «Челюскин». Экспедицией «Челюскина» руководил Отто Шмидт, человек увлекающийся и важные пиар-моменты не упускающий.
Поэтому когда во второй половине дня 1 сентября «Челюскин» подошел к мысу Челюскин, самой северной точке Евразии, и там обнаружилось столько кораблей, начальник Главсевморпути немедленно распорядился спустить на воду моторную лодку и отправился с торжественным объездом такой представительной компании:
«Воспользовавшись встречей судов, я посетил их одно за другим и переговорил с руководителями различных экспедиций Главсевморпути, а также посетил станцию на мысе Челюскин…»
В тот день и час торжественного объезда у самой северной точки Евразии собрались: пароход «Челюскин», ледокол «Красин», ледокольные пароходы «Сибиряков», «Русанов» и «Седов», а также пароход «Товарищ Сталин».
Если бы «Челюскин» подошел буквально на несколько часов ранее, то парад получился бы еще грандиознее, потому что в первой половине дня в восточном направлении ушли еще два парохода из состава Ленской экспедиции: «Володарский» и «Правда».
Так как впереди была открытая вода, эти пароходы решили идти без сопровождения «Красина», у которого имелась дополнительная задача по проводке речного лихтера в устье Лены, а пароходам надо было спешить, чтобы попробовать успеть вернуться до конца навигации.
«Товарищ Сталин» же несколько задержался по уважительной причине: на этом корабле за день до этого самозагорелся уголь и команда только что завершила поиск места возгорания. У «Красина» 30 августа тоже случилась неприятность – поломался винт, так как ледокол оказался в особенно сложной ледовой обстановке. Хорошо, что кроме мощного ледокола, обеспечивающего проводку каравана, в этом районе выполняли свои задачи «Сибиряков», «Русанов» и «Седов». Они, конечно, были послабее «Красина», но тоже по мере сил помогли выполнить задачу по доставке грузов.
В результате грузы до места назначения Ленская экспедиция доставить успела. Обратно в Архангельск пароходы пробиться в навигацию 1933 года не смогли, пришлось встать на зимовку.
«Челюскин» ни одной из поставленных задач не выполнил. Смена зимовщиков на острове Врангеля не состоялась, сквозной проход по Северному морскому пути за одну навигацию - тоже, новый пароход, купленный за многие тысячи рублей в Дании – утонул.
Зато получилась яркая спасательная эпопея и появились первые Герои Советского Союза, среди которых меня всегда удивлял Леваневский, не спасший ровным счетом никого и угробивший новый, доверенный ему самолет, но зато ставший одним из семи первых Героев, несмотря на наличие тех, кто намного более был достоин этой награды.
Интересен состав кораблей-участников того парада:
✅Ледокол «Красин» изначально был «Святогором». Его построили в 1916 году в Англии по заказу царского правительства.
✅«Сибиряков», «Русанов» и «Седов» - тоже ледокольные пароходы английской постройки, только 1909 года.
✅«Челюскин» - новый корабль, буквально только что построенный для СССР в Дании.
✅А вот «Товарищ Сталин» и ушедшие вперед «Володарский» и «Правда» были целиком и полностью советские. Их построили в конце 20-х годов в Ленинграде. Интересно, что проект, по которому построили все эти три грузовых корабля, назывался «Григорий Зиновьев». Сплошные «враги народа» собрались за Полярным кругом (шутка).
Но само событие было, конечно, из разряда исторических. В тех широтах по столько кораблей не так часто собирается. Уж очень это Крайний Север. В этом году как раз 90 лет исполнилось со дня проведения этого импровизированного парада.
----------
Не ленитесь, ставьте лайки :) Они поднимают настроение и вместе с вашей подпиской помогают развитию канала.