Найти в Дзене
МГУ | 270

Немецкие университеты Ломоносова. Часть 2. Фрайбург

Надо сказать, что после Марбургского университета, который имел славу первого протестантского университета Германии, был основан в 1527 году гессенским ландграфом Филиппом Великодушным (слывшим горячим поборником Мартина Лютера) и потому славился своими либеральными традициями, Фрайбургский университет был учебным заведением совсем иного рода. Фрайбург был старейшим горнозаводским центром Саксонии. Горные выработки, металлургия были основой местной экономики, и, как во всяком серьезном деле, здесь властвовала немецкая педантичность, субординация и серьезность. Ломоносов и его товарищи попали под полную власть профессора Иоганна Фридриха Генкеля (1678–1744), который не только имел университетскую кафедру, но был еще вдобавок и генеральным инспектором местных шахт и выработок.

Упор в своих занятиях он делал не на какие-то отвлеченные научные теории, а на самую настоящую практику горнозаводского дела и металлургии. Он полагал, что постоянная работа непосредственно на производстве, выполнение разных практических заданий просто не оставят русским лоботрясам времени для проявления всех пороков, перечисленных в письме. Студенты посещали рудники и металлургические заводы, слушали разъяснения Генкеля об устройстве шахт и выработок, знакомились с системами крепления шахт, устройством машин и механизмов и способах литья различных металлов, выполняли разные практические задания. Много позже, в своей книге «Первые основания металлургии, или рудных дел», Ломоносов широко использовал знания и опыт, приобретённые во Фрайбурге.

Но тогда отношения Ломоносова с Генкелем явно не складывались. Виною тому были опять же деньги. Императорская Академия наук, учитывая сложившееся реноме русских студентов, решила урезать их содержание. В специальной инструкции, направленной во Фрайбург, их наставнику предписывалось

-3

Генкель строго придерживался полученных распоряжений, а вместе с этим напряжение между ним и Ломоносовым росло. Все кончилось форменным разрывом. Весной 1740 года, когда Ломоносов и его товарищи после очередного скандала пришли просить денег на содержание, Генкель им отказал. Ломоносов не сдержался и нагрубил профессору. Тот выставил его из дома. Тогда Ломоносов без разрешения покинул Фрайбург, заявляя всем, что ему там уже нечему учиться, немного поскитался по другим городам, надеясь на встречу с русским консулом и скорое возвращение домой, а затем вернулся в Марбург. Там-то, поскольку ждать средств из России или от Генкеля не приходилось, он узаконил свои отношения с Елизаветой Цильх.

Несмотря на то, что теща Ломоносова настаивала на том, чтобы он с женой остался в Германии, будущий первый русский академик предпринял еще одну отчаянную попытку вернуться в Россию. Поскольку ближайший русский консул находился в Амстердаме, то Ломоносов решил добраться туда. В конце мая 1740 года, ничего никому не сказав, оставив семью в Марбурге, он выехал в Амстердам.

Следующая неприятность произошла с Ломоносовым недалеко от города Веймар. Он остановился на ночлег в какой-то местной таверне и позволил неким добрым людям его накормить, ибо денег у него категорически не было. Всю меру своей ошибки он понял лишь на следующий день. «Добрыми людьми» были вербовщики прусской армии, а проснулся он в крепости Везель в казармах веймарских гусар.

Таких, как он, в казармах было много. Не готовые смириться с уготованной им участью, многие насильно завербованные подобным же образом новобранцы пытались бежать из расположения своей части. О том, что кто-то из солдат вновь ударился в бега, возвещал окрестному населению холостой выстрел пушки с одного из бастионов крепости. После этого полковые команды проводили повальные облавы в округе. Ломоносов бежал дважды, его возвращали назад, сажали на гауптвахту, пока, наконец, третья попытка не увенчалась успехом. После того через Арнгейм, Утрехт, Гаагу он все же сумел добраться до Амстердама, встретиться с консулом и, получив необходимые документы, отправиться в Любек, а откуда морем – в Россию.

Автор: доктор исторических наук, профессор кафедры истории и правового регулирования отечественных СМИ факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова Д. А. Гутнов

Дизайн: А. А. Магера