Бережливое производство (от англ. lean manufacturing, lean production или просто lean) — методология, в основе которой как раз и лежит идея устранения отходов, лишних трат и оптимизации процесса производства. Но не стоит считать, что данная концепция направлена лишь на уменьшение финансовых затрат. Все принципы бережливого производства направлены на уменьшение времени простоя рабочего персонала и/или оборудования, сокращения времени, затраченного на логистику и перемещение изделий в рамках одного предприятия, увеличения количества производимой продукции без увеличения количества рабочего персонала и многое другое.
Где впервые были применены принципы Бережливого производства?
Первым, кто применил идею бережливого производства принято считать основателя компании Ford Motor Company Генри Форда. В начале прошлого века автомобильная промышленность не имела таких больших мощностей как в настоящее время, поскольку все машины производились методом ручной сборки, из-за чего объемы производства были небольшими, а произведенные автомобили было дорогостоящими. Главной целью Генри Форда было добиться удешевления производимых автомобилей без потери качества. Именно из-за этой идеи Форд был первым, кто перевел своё предприятие на конвейер. Производство разделилось на этапы, где каждый работник был закреплен только за определенной операцией. Подобное нововведение позволило производить автомобили без лишних затрат времени и сил работников.
Почему Форд считал, что планировать складские запасы — это важно?
Главным принципом, применяемым Генри Фордом во всей компании: решать задачу быстро, эффективно, дешево, без потери качества.
Такой же принцип он применил и в области складской логистики. На завод Ford Motor Company необходимые материалы для производства поставлялись ровном в том количестве, которое было необходимо для изготовления запланированной партии в указанный срок. Так же важным моментом необходимо выделить то, что сырье всегда поступало в нужные даты, когда начиналось производство новой партии автомобилей. Это объяснялось тем, что нет необходимости хранить больше, чем необходимо в данный момент. Ведь лишние запасы-это потери.
Сам Генри Форд сформулировал своё видение:
«Держать на складе большое количество материалов мы не можем себе позволить точно так же, как скапливаться там готовым автомобилям. Все должно непрерывно двигаться к нам и от нас»
Но данное отношение к складской логистики не означало, что на складе всегда было пусто. Помимо запланированных материалов, необходимых для производства в ближайшее время, всегда имелся страховой запас, на случай перебоев в поставках. Ведь любая остановка производства несет за собой финансовые потери.
Необходимо уметь делегировать
Делегирование-базовый инструмент любого руководителя, о котором многие слышали, но не многие применяли на практике.
Делегирование и Генри Форд тесно связаны одной историей, произошедшей на предприятии Ford Motor Company (возможно это просто интересная байка): однажды Генри Форд решил отправить всех менеджеров всех уровней в двухнедельный круиз по Карибскому морю. Отговорки не принимались — все отправились в путешествие в добровольно-принудительном порядке. Когда менеджеры вернулись, то одних ждало повышение, а других — увольнение.
На чём основывался Форд? На качестве работы департаментов, которые временно остались без руководителей. Те руководители, чьи подразделения продолжили работать в нормальном режиме, были награждены. Если же в отсутствие руководителя у сотрудников всё валилось из рук, работа не шла и процессы ломались, значит, руководитель не сумел наладить работу и таких управленцев следовало уволить.
Поступок Форда легко объяснить. Если отдел не может работать плодотворно и качественно в момент отсутствия руководителя, значит руководитель не умеет управлять. Ведь смысл любого предприятия по мнению Генри Форда- производить в срок, без потери времени и качества.
Делегирование — это передача части функций руководителя… Обыватель сразу думает: «О, круто! Хочу функции руководителя! Начальник — он вон какой крутой! Сидит в своём кабинете, секретарь ему носит кофе. Начальник принимает решения, кого брать на работу, а кого — увольнять. Вершит судьбы людей! Я тоже так ХОЧУ!»
Но на деле передачей полномочий дело не ограничивается. И наверняка руководитель, помимо того, что пьёт кофе, делает что-то ещё. Спойлер: много чего ещё.
Что можно вынести из опыта Генри Форда?
Генри Форда по праву можно считать новатором своего времени. Он не изобретал что-то принципиально новое, а лишь упростил и улучшил то, что уже имелось. Не стоит ограничиваться лишь тем, что принципы бережливого производства можно применять только в автомобилестроении. Данная тема очень обширна, имеет множество сторон применения и множество инструментов, способных улучшить уже имеющуюся ситуацию на предприятии, в строительстве, торговле и во многом другом.