Фильм «Дети Дон Кихота» (1965) Евгения Карелова ярко, солнечно выделяется даже на фоне всего жизнеутверждающего советского кино. Это какая-то мощная квинтэссенция душевности.
Итак, несколько дней из жизни семьи Бондаренко. Отец – акушер-гинеколог, мать – пластический хирург, что было тогда редкостью, три сына: старший - художник, средний - будущий педагог и младший – ещё школьник.
А ещё в кадре старая Москва, центр и - Ленинские горы, считавшиеся тогда почти окраиной, и дом, где живут Бондаренко – это не «сталинка», а бывший доходный дом Серебряного века с характерными проёмами эпохи Ар нуво...
Я бы предположила, что глава семейства – из старой интеллигенции с дореволюционными корнями. Поведение, да и сама наружность героя Анатолия Папанова говорит об этом.
Тема идальго из старинной Испании - это не только донкихотство*, как основа бытия; это - об аристократизме сознания и духа, который в те годы оказался доступен всем слоям населения - не только потомственным патрициям.
Но мы-то будем совсем об ином – о том, что в этой кинокартине все люди, включая вредного бухгалтера (неизменный в таких ролях Николай Парфёнов), так вот все здесь воплощают исключительное добро, а единственное зло …не имеет лица.
Это – блондинка, всё-таки бросившая своего новорождённого сына. По Интернету гуляет реальная история о том, что актриса-латышка Ингрида Андриня отказалась поворачиваться к зрителям, чтобы ей потом не плевали в лицо на улицах, да и карьера могла рухнуть.
Общество (во всём мире, а не только в СССР) так устроено, что оно часто путает актёра – с его персонажем, а писателя – с его «лирическим героем». Да, там была ещё склочная мадам, живущая рядом с Бондаренко, но и та – слабенькое, так сказать, необходимое, зло.
Этакая фельетонно-карикатурная тётка, и её всегда можно заткнуть. Исключительно добросердечны, мудры сыновья Бондаренко. Не только старшие, но и мелкий, двоечник и «враг» арифметики.
Он сбегает из дома, чтобы… поехать в Африку и бороться за независимость континента. Кстати, все трои – шалопаи, даже тот, который собрался быть учителем младших классов.
Они все так воспитаны, что хотят быть именно там, где трудно. В них вложено то, от чего нынешние горе-психологи стараются избавить человека-разумного – недовольство собой, а оно – исток любого прогресса.
Старший, художник Виктор (Владимир Коренев), хотя и заслуживает похвал, считает, что ему не с чем идти на конкурс. Он честно рвёт свои эскизы, а потом создаёт великолепную панораму для спортивного сооружения.
Причём, всплеск эмоций идёт от влюблённости в героиню Натальи Фатеевой, директора кинотеатра-новостройки. Средний – педагог Дима (Лев Прыгунов) мечтает об Арктике, считая, что это – Путь служения и чести.
Но его распределяют в некие Озерки, не представляющие никакой героической ценности. Как тонко его уговаривает отец. Дескать, ты скажешь своим будущим детям, что рвался на Север, но «…меня послали в Озерки, и я проработал там всю жизнь…».
И, как уже говорилось, младшенький Юрка бежит спасать нeгров (о, да, я в курсе, что нынче это слово некомильфо, но в нашем СССР так говорили и это не считалось ужасным).
О старшем поколении и говорить нечего – сам Пётр Бондаренко постоянно дежурит за других, беспокоится за каждую роженицу, беседует с ними, и даже напутствует. Больше того, к финалу выясняется, что все его сыновья - …приёмные.
И вот уже готов четвёртый брат – оставленный сын той блондиночки. Жена Вера помогает людям достичь гармонии, когда это действительно нужно - в советские времена к пластике лица прибегали крайне редко (даже актрисы далеко не все).
В этом фильме ненавязчиво показана система взаимоподдержки, внедрявшаяся в советском обществе. В 1960-х годах людей готовили к тому, что они будут жить при коммунизме, и братья Бондаренко должны были вступить в этот блистающий мир. Но – увы.
«Дети Дон Кихота» - многослойная и многоплановая вещь, как и многие советские ленты, поэтому разговор об этой киноленте не закончен. Там расставлены интереснейшие акценты - прямолинейная дидактика соседствует с завуалированной! В общем, продолжение – следует.
Да, блондинка, если смотреть шире, своим проявлением зла, по итогам ...совершила добро - она была бы ужасной мамашей, вечно думала бы о том, что её принудили. А у Бондаренко будет ещё один сын-герой. Да-да, фильм весьма философский.
Zina KorZina (c)
*Насчёт донкихотства - в СССР герой Сервантеса считался образцом служения и чести, а те резоны, что вкладывались в эру маньеризма и раннего барокко, рассматривались только профессионалами.