Найти тему
70,4K подписчиков

«Дети Дон Кихота» - единственное зло не имеет лица

5,1K прочитали

Фильм «Дети Дон Кихота» (1965) Евгения Карелова ярко, солнечно выделяется даже на фоне всего жизнеутверждающего советского кино. Это какая-то мощная квинтэссенция душевности.

Итак, несколько дней из жизни семьи Бондаренко. Отец – акушер-гинеколог, мать – пластический хирург, что было тогда редкостью, три сына: старший - художник, средний - будущий педагог и младший – ещё школьник.

Постер к фильму «Дети Дон Кихота» (1965). Кинопоиск.ру.
Постер к фильму «Дети Дон Кихота» (1965). Кинопоиск.ру.

А ещё в кадре старая Москва, центр и - Ленинские горы, считавшиеся тогда почти окраиной, и дом, где живут Бондаренко – это не «сталинка», а бывший доходный дом Серебряного века с характерными проёмами эпохи Ар нуво...

Я бы предположила, что глава семейства – из старой интеллигенции с дореволюционными корнями. Поведение, да и сама наружность героя Анатолия Папанова говорит об этом.

Тема идальго из старинной Испании - это не только донкихотство*, как основа бытия; это - об аристократизме сознания и духа, который в те годы оказался доступен всем слоям населения - не только потомственным патрициям.

Но мы-то будем совсем об ином – о том, что в этой кинокартине все люди, включая вредного бухгалтера (неизменный в таких ролях Николай Парфёнов), так вот все здесь воплощают исключительное добро, а единственное зло …не имеет лица.

Кадр из фильма «Дети Дон Кихота» (1965). Скриншот.
Кадр из фильма «Дети Дон Кихота» (1965). Скриншот.

Это – блондинка, всё-таки бросившая своего новорождённого сына. По Интернету гуляет реальная история о том, что актриса-латышка Ингрида Андриня отказалась поворачиваться к зрителям, чтобы ей потом не плевали в лицо на улицах, да и карьера могла рухнуть.

Общество (во всём мире, а не только в СССР) так устроено, что оно часто путает актёра – с его персонажем, а писателя – с его «лирическим героем». Да, там была ещё склочная мадам, живущая рядом с Бондаренко, но и та – слабенькое, так сказать, необходимое, зло.

Кадры из фильма «Дети Дон Кихота» (1965). Скриншоты.
Кадры из фильма «Дети Дон Кихота» (1965). Скриншоты.

Этакая фельетонно-карикатурная тётка, и её всегда можно заткнуть. Исключительно добросердечны, мудры сыновья Бондаренко. Не только старшие, но и мелкий, двоечник и «враг» арифметики.

Он сбегает из дома, чтобы… поехать в Африку и бороться за независимость континента. Кстати, все трои – шалопаи, даже тот, который собрался быть учителем младших классов.

Кадр из фильма «Дети Дон Кихота» (1965). Скриншот.
Кадр из фильма «Дети Дон Кихота» (1965). Скриншот.

Они все так воспитаны, что хотят быть именно там, где трудно. В них вложено то, от чего нынешние горе-психологи стараются избавить человека-разумного – недовольство собой, а оно – исток любого прогресса.

Старший, художник Виктор (Владимир Коренев), хотя и заслуживает похвал, считает, что ему не с чем идти на конкурс. Он честно рвёт свои эскизы, а потом создаёт великолепную панораму для спортивного сооружения.

Кадр из фильма «Дети Дон Кихота» (1965). Скриншот.
Кадр из фильма «Дети Дон Кихота» (1965). Скриншот.

Причём, всплеск эмоций идёт от влюблённости в героиню Натальи Фатеевой, директора кинотеатра-новостройки. Средний – педагог Дима (Лев Прыгунов) мечтает об Арктике, считая, что это – Путь служения и чести.

Но его распределяют в некие Озерки, не представляющие никакой героической ценности. Как тонко его уговаривает отец. Дескать, ты скажешь своим будущим детям, что рвался на Север, но «…меня послали в Озерки, и я проработал там всю жизнь…».

Кадры из фильма «Дети Дон Кихота» (1965). Скриншоты.
Кадры из фильма «Дети Дон Кихота» (1965). Скриншоты.

И, как уже говорилось, младшенький Юрка бежит спасать нeгров (о, да, я в курсе, что нынче это слово некомильфо, но в нашем СССР так говорили и это не считалось ужасным).

О старшем поколении и говорить нечего – сам Пётр Бондаренко постоянно дежурит за других, беспокоится за каждую роженицу, беседует с ними, и даже напутствует. Больше того, к финалу выясняется, что все его сыновья - …приёмные.

И вот уже готов четвёртый брат – оставленный сын той блондиночки. Жена Вера помогает людям достичь гармонии, когда это действительно нужно - в советские времена к пластике лица прибегали крайне редко (даже актрисы далеко не все).

В этом фильме ненавязчиво показана система взаимоподдержки, внедрявшаяся в советском обществе. В 1960-х годах людей готовили к тому, что они будут жить при коммунизме, и братья Бондаренко должны были вступить в этот блистающий мир. Но – увы.

Кадр из фильма «Дети Дон Кихота» (1965). Скриншот.
Кадр из фильма «Дети Дон Кихота» (1965). Скриншот.

«Дети Дон Кихота» - многослойная и многоплановая вещь, как и многие советские ленты, поэтому разговор об этой киноленте не закончен. Там расставлены интереснейшие акценты - прямолинейная дидактика соседствует с завуалированной! В общем, продолжение – следует.

Да, блондинка, если смотреть шире, своим проявлением зла, по итогам ...совершила добро - она была бы ужасной мамашей, вечно думала бы о том, что её принудили. А у Бондаренко будет ещё один сын-герой. Да-да, фильм весьма философский.

Кадр из фильма «Дети Дон Кихота» (1965). Скриншот.
Кадр из фильма «Дети Дон Кихота» (1965). Скриншот.

Zina KorZina (c)

*Насчёт донкихотства - в СССР герой Сервантеса считался образцом служения и чести, а те резоны, что вкладывались в эру маньеризма и раннего барокко, рассматривались только профессионалами.