Кинокомедия «Три плюс два» (1963) и теперь хорошо смотрится – очаровательный сюжет о красивых людях на фоне столь же чарующей природы. В те годы существовало некое противопоставление «дикого» отдыха – санаторно-курортному.
Собственно, фильм и был снят по пьесе «Дикари», написанной Сергеем Михалковым. Советская молодёжь (примерно до 35!) предпочитала «стиль Робинзона», палатки и прочие сложности быта, которые не воспринимались ею, как сложности.
Тогда как люди постарше любили отдыхать в комфортабельных номерах с горячей водой и трёхразовым питанием. Они это завоевали и заслужили! В слове дикарь прослеживалось презрение старших. На этой почве случались дискуссии – они тогда возникали по любому поводу, эти споры о жизни и её смыслах.
Юношество эпохи Оттепели жаждало романтики, а какая романтика в профилактории? Неслучайно в «культовом», как теперь это называют, романе Василия Аксёнова «Звёздный билет» ребята срываются и - едут в Прибалтику. Это слегка напоминало бегство.
Молодые именно бежали. Всегда и везде. Невероятно динамичное время, когда человек не мог усидеть на месте – его влекли города, моря, тайга, ЛЭПы, горы и – отдалённые, мало_цивилизованные пляжи, где можно поставить брезентовый навес, питаться рыбой и – ловить французские песенки своим ультрамодным приёмником.
Трое парней и две девушки из фильма «Три плюс два» - типичны для 1960-х. Они серьёзны и легкомысленны одновременно – тогда это постулировалось – ум должен быть иронично-гибким, а угрюмость считалась признаком тугодума. Точнее - дурака.
И вот, что главное – Сергей Михалков в этом случае пошёл «против» своего поколения, того, что отдыхало по корпусам и кушало правильные завтраки. Более того, в сатирических журналах часто рисовали «дикарей», как вандалов, мусорящих и орущих, включающих свои транзисторы на полную громкость, а ещё – пьянствующих.
Не говоря уже о романах между наглыми парнями и «безотказными» студенточками. К слову, доля правды в том всё-таки была. Но Михалков показал, что у этого явления есть оборотная сторона – молодость и солнце. И – ветер. И это - главное.
Единственное, кого тут жаль – разочарованного в любви Сундука, но и он в конечном итоге оттаивает. Авторы фильма как бы говорят нам: подобные союзы могут быть крепкими и – навсегда. Сохранят ли эти пары любовь, когда вернутся домой? Может, да, а может – нет. Но каждый раз хочется надеяться на лучшее.
Интересный момент – по пьесе героям около 30 лет, а в театре их играли Георгий Вицин, Николай Рыбников и Вячеслав Тихонов. Для фильма ребят «омолодили». Но это уже частности. В 1960-х молодость казалась вечной! Это и есть смысл.
Zina Korzina (c)