Если вашу жизнь оценивают коллеги, друзья или родственники — скорее всего, они видят примерно то же, что и вы. А кто заметит другое?
В далёком 2000 году я работала волонтёром на телефоне экстренной психологической поддержки. Телефон был ночной, смена с 19:00 до 07:00, и дежурили мы парами.
Правила нам не разрешали называть дозвонившимся клиентам свои реальные имена и раскрывать местоположение телефона — тогда мобильных было мало, и основной телефон был стационарный, мы базировались в помещении одной из больниц. Назвать своё настоящее имя или сказать, на какой улице мы находимся, означало бы навлечь потенциальную опасность не только на себя, но и на коллег. Поэтому я работала под псевдонимом Катя, а моя напарница называлась Сашей, хотя по паспорту она была Кристина.
Ну так вот. Дежурим мы как-то с Сашей, а звонки то идут сплошным потоком, то затишье. Обычно с 4 до 6 утра затишье было. А спать нельзя, надо быть в полной готовности. Поэтому мы разговаривали обо всём на свете — и, кроме прочего, я упомянула, что иногда оставляю ключ от дома под придверным ковриком.
Саша, услышав такое, вдруг очень серьёзно сказала: «На нашем профессиональном языке это называется халатностью. Халатность часто приводит к преступлениям».
Она не была психологом по базовому образованию — училась на юридическом. Я посмеялась, что юристы слишком мрачно смотрят на мир — но тем же утром после смены достала ключ из-под коврика и больше там никогда его не оставляла. Потому что вдруг поняла, что создаю риски на ровном месте, а зачем мне это.
Профессиональный взгляд другого человека помог мне изменить привычки. Саша увидела то, что я по своей беспечности не замечала, хотя смотрела в упор.
* * *
Чтобы увидеть выход из «безвыходной» ситуации, нужен другой взгляд. Например, взгляд человека другой профессии и с другим опытом.
У врачей — особый взгляд и особое мышление. Их подход называется «клиническое мышление», и этот взгляд на самом деле помогает очень быстро выявлять причины болезней. У инженеров — инженерное мышление, у менеджеров — управленческое, у руководителей проектов — проектное.
Я в свое время полгода изучала профессиональное управление проектами, за это время лишь самую малость освоила проектное мышление — но с тех пор мне намного легче строить свои тренинговые программы, потому что это же проекты.
Особое профессиональное мышление у программистов и у тестировщиков, у дизайнеров и у стилистов, у преподавателей и у массажистов. Каждый из этих специалистов увидит в вашей ситуации то, что не видят другие.
Как это использовать? Вот три идеи:
1) Чтобы получить новый результат — надо действовать по-новому. Если упёрлись в потолок по доходам — бесполезно советоваться с коллегой, который сам у этого же барьера стоит. И особенно бесполезно и дальше повторять то же самое, что делали раньше.
2) Чем сильнее образ жизни человека отличается от вашего, тем свежее его взгляд.
3) Надо уметь слушать людей, говорящих на своём профессиональном языке, а не на нашем. Иногда мешает снобизм: «Что математик понимает в психологии?», «Что психолог понимает в эндокринологии?», «Что эндокринолог понимает в финансах?». Но если посмотреть по-новому — можно получить много хороших, свежих подсказок. Это очень ценно.
Математик и философ, врач и химик, финансист и экономист, программист и журналист, менеджер и фармацевт могут работать в одной группе, очень помогая друг другу. Я сама много раз наблюдала это в рабочих группах. Но можно и среди знакомых поискать таких людей.
Это даст вам возможность получить взгляд со стороны, новое видение вашей проблемы. Может быть, в вашей задаче есть решение такое же простое, как отказ от привычки оставлять ключ под ковриком — но надо, чтобы кто-то сказал об этом.
А у вас бывало, что человек из совсем другой профессиональной среды смог помочь вам точным советом или своим взглядом со стороны?