Этот фильм по одноименному роману Валентина Пикуля – один из самых моих любимых. Сколько не пересматриваю: мало мне двенадцати серий.
Впервые посмотрела этот фильм в 2003 г. (как раз это был год премьеры «Баязета» на телеэкранах).
Так вышло, что была тогда у меня непростая жизненная ситуация. И этот фильм, без преувеличения, помог мне с ней справится. Укрепиться духом. А потом сколько раз не смотрела его, все находила новое, чем вдохновиться.
Кстати, роман Пикуля тоже прочитала. Позже. И скажу честно, роман неплохой. Но не произвел на меня такого оглушительного впечатления.
Сюжет «Баязета» основан на реальных событиях. Многие персонажи имеют прототипы.
Оборона крепости Баязет — один из ярких эпизодов русско-турецкой войны 1877—1878 годов. Почти месяц немногочисленный русский гарнизон, превозмогая голод и жажду, предательство и призывы к капитуляции, упорно отказывались сдать крепость вражескому турецкому войску. Которое, кстати, многократно превосходило по численности.
Чем же для меня лично привлекателен фильм «Баязет»?
Прежде всего, атмосферностью.
Есть такое понятие в культурологии — «хронотоп». Иными словами, единство место и времени.
Как раз это о «Баязете». Буквально с первых кадров погружаешься в тревожную обстановку далекой ближневосточной крепости, заложником которой оказывается русский гарнизон. Конечно, убедительности способствует то, что снимался фильм в местах, близких к происходившим событиям: в старинной крепости на территории Сирии.
Но в большей степени колорит происходящего создается благодаря прекрасной музыке, написанной специально для фильма композитором Николаем Парфенюком.
Вообще, музыка – самостоятельный герой этого фильма. Она передает его идею, конфликты, высвечивает образы, создает зрительское настроение.
И, конечно, самое главное – герои фильма.
Причем, каждый из них лично у меня вызывает родственные чувства.
Может, только за исключением полковника Пацевича, самого отрицательного персонажа. Актеру Борису Химичеву удалось создать на редкость отвратительный образ туповатого, самодовольного служаки, для которого самым важным является собственная карьера.
А вот все остальные – просто для меня родные, близкие люди. А ведь такие разные.
Больше всех запал в душу казачий есаул Назар Ватнин. Лучшая роль Александра Дьяченко. Когда его увидела, была потрясена силе актерского перевоплощения. Один донской говорок чего стоит. Дьяченко фактически филигранно ведет одну из центральных ролей. Воплощает образ немногословного, могучего богатыря, немного угрюмого, но очень обаятельного. Олицетворяющего саму мужественность непреклонного несгибаемого русского офицерства.
Несколько иной – майор, комендант гарнизона Штоквиц (его играет Александр Тютин). В нем как раз меньше прямолинейности. Он, напротив, ироничен до сарказма. Раз и навсегда запоминается его насмешливая фраза: "Не угодно ли стакан лафиту?". В нем больше барственности, стремления к лоску, позерству. Но и он в критические минуты собирает волю в кулак и героически выполняет свой долг.
Воплощением офицерской доблести и чести является полковник Хвощинский.
Своеобразный герой – барон Клюгенау (Игнатий Акрачков). Вначале он кажется статистом на фоне бравых и отважных господ офицеров. Но постепенно он выходит на передний план, становясь в авангарде сюжета. Тому способствуют его исключительные качества: благородство, мудрость, великодушие, отвага. Он настоящий интеллигент, обладающий воистину дворянским чувством собственного достоинство и по-настоящему демократичным взглядом на мир. И именно его в итоге выбирает Ольга (Ольга Будина) в спутники жизни.
Особенное чувство вызывают образы простых солдат.
Например, вряд ли забуду потрясающую сцену, когда небольшой отряд отправляется тайным ходом из осажденной крепости, чтобы приостановить на какое-то короткое время огромное турецкое войско. Отправляется на верную гибель. Потому и озаряет их исход пронзительное небесное свечение. Как будто с того света….
Один из душераздирающих образов – наводчик Кирюха Постный, который в полузабытье между жизнью и смертью, обезумев от невыносимой боли страшного ранения, тем не менее совершает немыслимый подвиг: уничтожает самое разрушительное орудие противника….
Очень трогателен Юрий Назаров в образе старого солдата, который спасает умирающую от голода турецкую девочку и практически удочеряет ее.
Все они – настоящие русские люди, настоящие мужчины. И все они совершают Подвиг. Каждый свой. Во имя жизни, во имя чести, во имя России.
«Ничего, ребятушки, сдюжим... прорвемся!» – лейтмотив всей этой истории. И они прорываются. И мы, зрители, вместе с ними радуемся их спасению, их победе.
«Баязет» – фильм высокого духа.
Но этот фильм не только о русском патриотизме.
Присутствует в нем и тема любви. Воплощенная в сложных взаимоотношениях Ольги, поручика Карабанова и барона Клюгенау.
Представлен в «Баязете» и сколок истории многовековых взаимодействий русского и армянского народов, во время которых последний постоянно нуждался в покровительстве великой империи. И Россия постоянно протягивала руку помощи народу, находившемуся под постоянной угрозой уничтожения со стороны агрессивной Турции.
А еще в «Баязете» очень точно показана трагедия извечного противостояния исламского и христианского мира, в котором, к сожалению, так трудно найти место толерантности.
И, конечно, прежде всего, «Баязет» – это талантливый фильм о настоящем братстве. Воинском, человеческом, русском. И поэтому он еще долго будет важен и интересен.
А что вы думаете об этом, дорогие читатели?
Пишите в комментариях.
*Фото взяты из коллекции Яндекс.картинки