Ясиноватая
Микаэль Минасян — уроженец Ясиноватой, начальник пресс-службы общественной организации «Русский центр», волонтер, активист организации «Молодая республика». А еще — оптимист и убежденный патриот. Война для него, как и для остальных донецких, началась не сейчас — события 2014 года он застал еще школьником, семнадцатилетним парнем. «Тогда стало ясно, что как раньше уже не будет. Нужно было выбирать, с кем ты, выбирать сторону. Я свою выбрал — раз и навсегда», — говорит Микаэль.
Моя Ясиноватая
Про родной город Микаэль рассказывает с любовью и грустью. Ясиноватой пришлось принять на себя удар еще осенью 2014 года. На этой территории велись ожесточенные бои. Мирного неба над городом нет и сейчас — прифронтовое положение сохраняется, идут постоянные обстрелы, в городе разрушены многие здания.
«Вообще городок наш — он маленький, уютный, очень зеленый. Совсем рядом с Донецком — всего минут 15–20 по трассе. Но у него своя история и собственное лицо. Здесь было много известных предприятий — Ясиноватский машиностроительный завод, например, а также железнодорожный узел — один из крупнейших в Европе. Больше всего в своем городе я люблю родной двор, где прошло мое детство. Это особенное место. Город компактный, все друг друга знают, и все близко: мне от дома до школы можно было дойти буквально за пять минут. Спортплощадку нашу тоже очень люблю — где каждый день играли с ребятами в футбол, баскетбол».
В Ясиноватой — особая атмосфера. Уже больше восьми лет город находится под постоянными обстрелами, и для мирных людей, обычных жителей это непрекращающаяся трагедия. Многие уехали — но есть и такие, которые остались. Все эти люди, убежден Микаэль — герои.
«Нас обстреливают без выходных и праздников. Так что все жители Ясиноватой — герои, без преувеличения. Постоянный риск, страх за свою жизнь и жизнь близких — это ведь очень выматывает, особенно, когда продолжается годами. Но люди не отчаиваются. После всех разрушений наводят порядок. Дорогу недавно сделали, например — чтобы тем, кто работает в Макеевке и Донецке, удобно было ездить по хорошему асфальту. Это удивительно — артиллерия работает каждый день, а наши дорогу чинят. Невозможно сломить тех, кто несмотря ни на что утром встает и едет на работу! Не так давно Ясиноватая получила звание города воинской славы — для нас всех это был очень важный момент и повод для гордости».
Детство Микаэля было бы самым обычным — если бы в него не вмешалась война, в ходе которой Донбассу пришлось отстаивать свою правду. Сверстники, парни и девчонки, по-разному отнеслись к событиям, произошедшим в Киеве в 2014 году.
«Мне было 17 лет. Школьный выпускной как раз пересекся с началом боевых действий. Мы были совсем юными еще, но тогда стало ясно, что как раньше уже не будет. Нужно выбирать, с кем ты, выбирать свою сторону. Я свою выбрал — раз и навсегда».
На праздник Микаэль пришел с георгиевской ленточкой. А вот ребята из параллельного класса — украиноязычного — надели вышиванки и принесли на выпускной украинские флаги.
«Начались, конечно, конфликты. Ребята из параллельного класса не моргнув глазом рассказывали, что мы „сами себя обстреливаем“, а Украина сражается на стороне добра. Хотя все, в том числе и они сами, прекрасно видели, откуда летят снаряды. В нашей семье и среди близких друзей сомнений не было никаких — было четкое понимание, что сосуществовать с украинской властью, которая открыто унижает и уничтожает русскоговорящее население, просто невозможно».
Когда возле Ясиноватой начались бои, семья Микаэля на время уехала из города — была надежда переждать тяжелое время. Но довольно быстро стало ясно, что конфликт будет долгим. Вернулись. Донецкая народная республика, которая тогда только образовалась, остро нуждалась в людях неравнодушных и активных. И такие нашлись.
Пока мы активны, мы живы
В тот период начала появляться «Молодая республика» — общественное объединение, вокруг которого сплотились активные парни и девушки. Микаэль и многие его друзья примкнули к этой организации и начали помогать малой родине всем, что было в их силах.
«Мрак, война. Нет связи, нет света, нет интернета. Обстрелы, разрушения, жертвы. Погибшие, раненые, потерявшие контакт с родными люди. Мы подключились к работе как волонтеры. Ездили с гуманитарными миссиями, развозили продукты, лекарства, сообщали людям в разных населенных пунктах друг о друге — просто общались с людьми и отзванивались родственникам, когда удавалось найти место, где ловит телефон — рассказать, что их родители, сестры, братья, мужья, дети — живы»
Почти сразу пришло понимание — серый, разрушенный, постоянно обстреливаемый город выглядит «нежилым». И молодежь с этим не согласилась. «Мы решили, что будем сопротивляться, не дадим городу загнуться» — говорит Микаэль.
«Решили заниматься организацией мероприятий. Например, в 2015 году провели пробежку за здоровый образ жизни, в которой поучаствовало около ста человек. Организовать такое мероприятие, когда связи нет — само по себе задача не из легких. Но мы уперлись: хотелось показать, что Ясиноватая жива, что мы активны, не сломлены, хотим что-то делать. Потом были дискотеки для молодежи, мероприятия для детей всевозможные. Кто-то смотрел на это скептически — обстрелы каждый день, какие там танцы! Но я считаю, это правильно. Кроме войны, есть еще жизнь. Пока мы активны, мы живы»
Постепенно «Молодая республика» росла, а отдельные мероприятия перерастали в проекты — активисты с особым азартом старались делать их масштабными, не ограничиваясь только местной повесткой.
«Например, мы сделали республиканский музыкальный фестиваль — то есть соревновались в проектах не только с маленькими прифронтовыми городами, а с крупными вроде Донецка — в части уровня организации и содержания. Фестиваль имел успех, приехали люди со всех уголков ДНР. Для нас это был ценный и вдохновляющий опыт»
Когда началась СВО, активисты «Молодой республики» вновь активно включились в волонтерскую работу. В помощи нуждались и освобожденные территории, и старые прифронтовые районы.
«На освобожденные территории мы поехали одними из первых: Волноваха, Мариуполь… Выбирали уголки, куда не могли заехать крупные гуманитарные миссии, обычные волонтеры. Выезжали на своих автомобилях на максимально удаленные позиции. Количество погибших и пропавших среди мирных было огромное, это было страшно. Все друг друга искали — мы помогали связаться с родственниками. Были ужасные проблемы с элементарными вещами, с питанием — многие неделями сидели по подвалам, людям просто нечего было есть. В Мариуполе мы взяли „шефство“ над несколькими домами — привозили крупы, консервы, лекарства. Потом, когда в эти города поехали большие гуманитарные грузы, мы немного переориентировались — стали чаще ездить по старым прифронтовым районам».
Новая история
Работа с молодежью не оставалась без внимания и в этот период. С момента признания ДНР и ЛНР для общественников Донбасса многое изменилось. Появилась поддержка уже со стороны «большой России»: обучение, гранты, возможность участвовать в крупных проектах, в том числе — общероссийского масштаба. Микаэль сосредоточился на направлении «медиа» — сейчас он возглавляет пресс-центр общественной организации «Русский центр» и работает заместителем председателя «Молодой республики».
«Свои для меня — это прежде всего команда, с которой я работаю. Люди, которые смотрят в одном направлении. Костяк нашей организации — активные двадцатилетние, которые любят свою родину и хотят работать на ее благо. Все мы разные — кто-то сосредоточен на волонтерской деятельности, кто-то на просветительской работе. У нас есть классные медийщики, и это тоже, можно сказать, отдельный фронт — ведь нужно рассказывать правду, показывать, что меняется, развеивать украинские фейки. Интересный момент: среди наших много „универсальных“ специалистов. Работа в зоне боевых действий и рядом — это же постоянная смена кадров. Поэтому у нас каждый умеет многое. Взять журналистику — почти нет отдельных „текстовиков“, операторов, монтажеров. Один и тот же человек может закрыть все эти задачи, если нужно».
Главный праздник еще впереди
Став частью России, Донбасс разделил с ней и успехи, и неудачи. Сейчас по-настоящему ясно, что судьба у нас общая, история — общая. И победа, в которой Микаэль, кстати, не сомневается — тоже будет общей.
«С момента признания республик, со включения Донбасса в состав РФ мы, конечно, вздохнули свободнее. Но главный праздник еще впереди: нам нужно стать не просто частью России, а частью России мирной. Вообще все происходящее с февраля 2022 многое показало — стало понятно, кто есть кто. Международная атака на Россию, попытки оппозиционеров ее раскачать, позорное бегство либералов, которые „за все хорошее и против всего плохого“, но только на словах — все это показательно. В каком-то смысле мы на самих себя взглянули иначе».
Заинтересованность населения «большой России» в происходящем на Украине, вовлеченность, как считает Микаэль — это признак того, что в стране сейчас ключевую роль выполняют здоровые патриотические силы. С тех пор как началась СВО, была проведена мобилизация, оставаться в стороне стало невозможно — теперь эта история касается всех.
«Внешняя агрессия, санкции, неприкрытое участие Запада в конфликте — все это осмысляется сейчас, и результатом становится более сплоченное, цельное общество, действительно готовое выступать единым фронтом, защищать свою страну и ее интересы. Крым и Донбасс — место концентрации патриотических сил. Свое желание быть с Россией люди здесь подтвердили кровью. Патриотизм на этих территориях просто нереальный. А Донбасс для многих — точка притяжения. Мы каждый день видим российских волонтеров, добровольцев, медиков. К нам едут, нам помогают, мы важны, — так проявляется единение. Я уверен, что с новыми территориями в своем составе Россия стала сильнее».
Отвечая на вопрос, с кем мы воюем, Микаэль подчеркивает: локального характера конфликт не носил с самого начала.
«Находясь в Донецке, в Горловке, в моей родной Ясиноватой, в Иловайске, в Снежном — видишь, что происходит, вполне отчетливо. Украина была втянута в братоубийственный конфликт благодаря промывке мозгов, целенаправленной работе со стороны заинтересованных стран Запада. Русские воюют с русскими под разными флагами, а Америка и НАТО получают от этого выгоду. Контракты на закупки техники, возможность ослабить и раскачать Россию — вот цель. Да, с той стороны — крутые политики, политтехнологи, но ужасные люди».
Жители Донбасса, несмотря на восемь лет военных действий — большие оптимисты. Когда на твою долю пришлось столько трудностей, потребность в хороших новостях особенно велика. Каждое позитивное событие дончане переживают все вместе — как большая семья. Команда «Русского центра» старается находить и показывать как можно больше хороших новостей.
«Новостной фон: обстрел, разрушено здание, погибли люди, есть раненые… И так уже восемь лет. Люди просто устали. Им как воздух нужна радость. Поэтому мы стараемся находить позитивные инфоповоды — и именно такие публикации набирают больше всего просмотров. Например, из недавнего: День шахтера. В Донецке был большой праздник, это для города особенный день. Мы сняли к этому дню видеоролик. Пригласили шахтеров-ветеранов в шахты, где они не были уже несколько десятков лет. И они нам рассказали свои истории, рассказали про свой труд. И получилось здорово, очень эмоционально, очень искренне. Этот видеосюжет посмотрело около 300 тысяч человек — большой охват, это показывает, как нам нужны сейчас такие истории»
Когда война закончится, Микаэль будет продолжать заниматься работой с молодежью — так он решил, ведь в этой работе он себя нашел. Уже есть опыт, есть навыки, есть единомышленники. Творческих проектов, уже не республиканского, а всероссийского и международного масштаба, впереди — множество. А еще есть такая личная цель: объездить всю Россию, увидеть и сибирскую тайгу, и горы Кавказа, и Карелию, — да много еще чего!