Найти в Дзене

Как подготовить ребёнка к школе?

Иллюстрация Марины Зориной к книге Катерины Антоновой «Как зовут твоё дерево?»
Иллюстрация Марины Зориной к книге Катерины Антоновой «Как зовут твоё дерево?»

«Первый раз в первый класс» — для ребёнка важное событие, а для родителей ещё и очень нервное. Справится ли, какая будет успеваемость, сможет ли найти себе друзей? Чтобы подготовить ребёнка к школе, многие родители начинают гонку за знаниями и умениями, лишая его спокойного «заслуженного» детства. Очевидно, что в жизни будет ещё много уроков, учебников и экзаменов, может стоит дать малышам наиграться в волю? И то, и другое — варианты так себе. Как всегда, нужна золотая середина.

1. Игра и учёба. Все знания и умения, которые вы хотели бы дать ребёнку до школы, лучше «прививать» в игровой форме, потому что в пять-шесть лет ведущая деятельность ребёнка — игровая. Учиться, как в школе, ему просто рано. Важны даже не столько сами знания, сколько интерес к их получению. Взрастить этот интерес как раз и есть главная задача родителя дошкольника! Отвечайте на все вопросы ребёнка, слушайте его, задавайте вопросы сами: «Как ты думаешь, почему котики мурчат? А почему днём светло, а вечером темно? Давай в книжке посмотрим?».

Кстати, книжки — это важный помощник, но только хорошие книжки. «Абраказябра» как раз может предложить вам такие.

-2

Подружиться с математикой ребёнку помогут «30 с хвостиком задач» Татьяны Мельниковой. Эта книжка не про монотонное решение столбиков с примерами. Хвостатые задачки помогают научить ребёнка мыслить математически, а это бесценный базовый навык, который станет крепким фундаментом для дальнейшего обучения в школе.

Книжка «Матика» Светы Нагаевой познакомит с основами геометрии — точкой, прямой, треугольниками и окружностями, но все они — не просто фигуры, а живые персонажи, с которыми случаются разные увлекательные истории.

-3

Ещё одна серия «Кто чем отличается?» — это сказки-раскраски про динозавриков. Доисторические животные помогут ребёнку научиться считать, читать, стремиться к знаниям и ещё много чему интересному и полезному.

2. Чувства и эмоции, психологическое равновесие. Чтобы ребёнок легко адаптировался к новому коллективу, мог свободно общаться как со своими одноклассниками, так и с учителями, не чувствовал себя «глупым» или «некрасивым», помогите ему поверить в свои возможности и способности, но при этом трезво их оценивать и не задирать нос.

  • Хвалите за заслуги;
  • обсуждайте ошибки (не ругайте просто так, всё нужно объяснять!);
  • поддерживайте и поощряйте самые разные хобби и интересы;
  • если есть возможность, заведите домашнее животное (это и чувство ответственности воспитывает, и эмпатию);
  • приучайте к труду — пусть помогает по дому (собирает игрушки, моет свою кружку и так далее);
  • привлекайте к принятию семейных решений, пусть не глобальных, а например, что будем готовить на ужин;
  • обращайте внимание на положительные качества ребёнка, почаще говорите, как он хорошо поёт, как ему идёт обновка, какие у него красивые волосы;
  • почаще бывайте там, где много детей, с которыми ваш ребёнок может наладить контакт и поиграть;
  • читайте хорошие книги!
-4

У «Абраказябры» есть серия под названием «Кто я такой?», сейчас в ней три книжки: «Главное — хвост!», «Мечта Валентины» и «ЧереПашка идёт в школу». Все их написала Света Нагаева. Это забавные истории, главные герои которых — животные, но в них легко узнать себя и близких. А заодно понять, как можно избавиться от неуверенности в себе, научиться правильно мечтать и приходить вовремя.

Отличный способ решить проблемы ребёнка — терапевтическая сказка. Подробную инструкцию о том, как её придумать, как правильно выстроить и на что обратить внимание, чтобы было интересно, полезно и безопасно, вы найдёте в книге Литы Ли «Мам, расскажи сказку!».

3. Внимание, умение концентрироваться. Эти навыки пригодятся на уроках в школе, чтобы легче усваивать материал, не мешать одноклассникам и не нервировать учителя. Психологи говорят, что концентрация внимания — это навык, который можно натренировать, так что начинать лучше, не откладывая. Как помочь?

  • Научите доделывать дела до конца, приводя доводы и аргументы, которые тронут малыша. Если внимание ребёнка и «перепрыгивает» с конструктора на смартфон, предложите: «Давай достроим дом, зайка ночью замёрзнет!»
  • Составляйте расписание. Если вы ходите на какие-то кружки, помогите ребёнку составить список, чтобы лучше запомнить, в какие дни чем он занимается. Если в выходные собрались к бабушке, внесите и это в список, как и ежедневные прогулки. Спрашивайте у него: «Ой, я забыла, а что мы завтра делаем? Что просила принести воспитательница?»
  • Учите самостоятельности. Если вы собрались порисовать, спросите у ребёнка, что вам для этого нужно, попросите его самого принести необходимые материалы, а потом и убрать их на место. Ребёнок должен знать не только свои имя и фамилию, но и домашний адрес, дату рождения (лучше, если и ваши запомнит), понимать важность правил, по меньшей мере, правил дорожного движения.
  • Тренируйте память и воображение. Учите вместе стихотворения, при этом ребёнок должен понимать смысл того, что заучивает. Читайте, пересказывайте и обсуждайте книги. Тут очень хорошо подойдёт серия сказка-квест, где читатель сам выбирает, как будут развиваться события. Можно постараться предугадать финал, спросите у малыша: «Как ты думаешь, что будет с Дюймовочкой, если она выйдет замуж за крота, будет ли она счастлива, живя под землёй?» Попросите его придумать ещё один вариант концовки.

4. Развитие речи. Грамотная речь — признак высокого интеллекта, но и, наоборот, развитие речевых навыков помогает повысить уровень интеллекта. Учите ребёнка чётко и связно формулировать мысли и желания, пусть не довольствуется одними жестами и словом «хочу!» Просите объяснить, чего именно он хочет и зачем ему это нужно. Больше с ним разговаривайте, объясняйте значения разных слов, обогащайте язык эпитетами. Обсуждайте дневные события, планы на будущее, прочитанные книжки. Сочиняйте вместе смешные истории, сказки, пишите друг другу записки, пусть поначалу эту и будут коротенькие каракули (вроде, «мама, пойдём гулять, дождь закончился»), но в какой-то момент вполне могут стать образцом эпистолярного жанра!

-5

5. Движение. Возможно, вы и не считаете физкультуру самым главным уроком в школе, но согласитесь, что физическая подготовка, гибкость, активность — важны и для больших, и для маленьких. Какие-то особенные умения в этой области помогут вашему ребёнку чувствовать себя уверенней, а может, впечатлить одноклассников и даже завести друзей. Конечно, у большинства малышей моторчик и они с трудом могут усидеть на месте, так направьте эту активность в нужное русло — плавание, танцы, прогулки.

Прогулки, кстати, можно разнообразить — и физическая активность, и умственная! Возьмите книжку Катерины Антоновой «Как зовут твоё дерево?», подружитесь с деревьями во дворе, заведите паспорта своим новым друзьям. Оказывается, деревья тоже могут рассказать много интересных историй, надо только научиться их слышать.