На первый взгляд, аналитика – это сложно, долго и непонятно. Но это только на первый взгляд. Провести элементарный анализ рынка сможет даже новичок в этом деле, если будет последовательно выполнять ряд шагов. А вот каких, сейчас расскажем.
Шаг первый: определение направления исследования
Для начала, необходимо определиться с объектом исследования – это определенная отрасль, отдельная сфера экономики или ситуация на рынке в целом. От этого зависит, какие показатели мы будем исследовать и в каком объеме. Так, например, показатели при анализе рынка горнодобывающей промышленности будут отличаться от показателей сферы ритейла. Как правило, анализируются такие показатели, как спрос и предложение, количество потенциальных клиентов, уровень цен в исследуемом сегменте, ёмкость рынка, и т.д.
Шаг второй: сбор информации
Для проведения всестороннего анализа необходимо собрать как можно более полную информацию о показателях, характеризующих объект исследования. Это может быть статистическая информация за последние несколько лет, мнения экспертов или результаты маркетинговых исследований, проводимых ранее. Лучше всего брать информацию из официальных источников, таких, как базы данных Росстата, отчёты предприятий, работающих в исследуемом сегменте, или специализированные журналы.
Шаг третий: структурирование информации
Большой объём данных – это хорошо, но очень трудно для восприятия. Поэтому, прежде чем работать с данными и делать выводы, собранную информацию необходимо упорядочить, а еще лучше визуализировать. Таблицы, графики, диаграммы, блок-схемы – всё это упрощает процесс восприятия и анализа показателей.
Шаг четвертый: непосредственная работа с информацией
Когда все показатели собраны, приведены в читабельный вид, можно приступать непосредственно к анализу в соответствии с целью исследования. Например, если цель анализа – оценка конкурентоспособности вашего предприятия, то, в первую очередь, необходимо проанализировать количество конкурентов в выбранном сегменте, какой ценовой политики они придерживаются, какие у них есть преимущества. Ответы на эти вопросы помогут выстроить стратегию продвижения собственного продукта. Если же цель исследования – выбор актива для инвестирования, то здесь важно понять, какие факторы могут повлиять на объект инвестиций и как это отразится на вашей возможной прибыли от вложений. Так, если вы выбираете компанию, чтобы купить её акции, то необходимо проанализировать показатели прироста прибыли, какое место занимает выбранный эмитент в сегменте, какие у него есть конкуренты и т.д.