Своими размышлениями делится доцент кафедры экономики отраслей и рынков института экономики отраслей, бизнеса и администрирования ЧелГУ Дмитрий Плетнёв.
Учёные Челябинского государственного университета исследовали поведение российских быстрорастущих средних фирм в первый год пандемии COVID-19 и подтвердили вывод о том, что они продолжают оставаться значительной категорией для развития национальной экономики.
В Челябинской области традиционно тон экономическому климату задают крупные промышленные предприятия, металлургические и машиностроительные. Однако современная экономика во многом развивается благодаря малым и средним компаниям, порою вырастающим до национальных гигантов. Такие фирмы на некотором этапе своего жизненного цикла попадают под определение быстрорастущих компаний или «газелей». Как показывают результаты научных исследований, такие компании – главные генераторы новых рабочих мест, источники технологических и организационных инноваций, главные «возмутители спокойствия» и примеры для подражания.
Мы с командой экономистов из ЧелГУ исследовали, как такие компании в России пережили стресс-тест «пандемических» 2020-21 годов. Всего были проанализированы более тысячи быстрорастущих компаний, среди которых наверняка окажутся новые национальные чемпионы.
На мой взгляд, развитию таких компаний - «газелей» способствует три фактора. БРК еще в период своего быстрого роста очень часто формируют у себя особый тип корпоративной культуры, который основан на сокращении дистанции власти и широком делегировании полномочий, доверии сотрудникам, за счет чего источником инициативы и даже предпринимательства становится не только высший менеджмент, который говорит работникам, что и как делать, но и каждый сотрудник. Причем это достигается не всегда за счет «добрых» корпоративных культур, производственной демократии, иногда в организации жесткий менеджмент, при этом при отношении к сотруднику, как к полноправному партнеру, который может следовать тем правилам, которые установлены в бизнесе, и, в рамках своих полномочий, на своем рабочем месте, в своем отделе (магазине), он может самореализоваться, ему дают всю полноту власти.
Это и есть первый фактор – отношение к работникам именно как к тем людям, которые способны принимать самостоятельные решения и воплощать их во благо компании.
Второй фактор – разумная цифровизация практически во всех малых, быстрорастущих компаниях, которая помогает оптимизировать производственные и организационные процессы. Особенно в условиях пандемии это проявилось в быстроте реакции и перехода от личного взаимодействия с клиентом к цифровому взаимодействию. И здесь небольшой размер БРК сыграл свою важную роль, так как было проще провести этот переход. Плюс к этому сами сотрудники восприняли позитивно цифровые решения.
Третья особенность связана с уважением к персоналу. Во время пандемии быстро растущие компании практически не сокращали своих сотрудников. Люди чувствовали себя защищенными и это вновь создало определенную основу для лояльности к своей компании.
Кроме того, БРК изначально воспитали в себе определенную дерзость, уверенность в своих силах за счет предшествующего пандемии быстрого роста, и поэтому для них рост является естественным, Они верят, что даже кризисные явления в экономике могут привести к росту. Я думаю, что вот эта выученная склонность к увеличению масштабов своей деятельности тоже сыграла определенную роль.
На общем фоне челябинские «газели» смотрятся достойно. Например, такие компании, как «Уралнефтемаш», «Леран», «Гирд-автофургон», «ДСТ-Урал» и «Сильвер-авто плюс» не только сохранили, но и активно наращивали персонал, продолжая свое поступательное развитие.
Следует уделять особое внимание адресной поддержке «газелей» для повышения привлекательности предпринимательства
Отвлекаясь от эмпирических результатов исследования, можно сказать, что, с одной стороны, самопроизвольно экономика, основанная на рыночном механизме, стремится к укрупнению своих хозяйствующих субъектов, с созданием монополий, а государство регулирует этот процесс, чтобы монополизация не вредила конкурентности рынка. Но, с точки зрения оптимальности функционирования каждой конкретной фирмы, малые организации более эффективны по сравнению с крупным бизнесом, так как в этом случае действует принцип разнообразия элементов, как пишет Э.Ф Шумахер в своей книге «Малое прекрасно. Экономика, в которой люди имеют значение». Разнообразие делает национальную экономику более устойчивой, более гибкой. И в том случае, когда происходят непредвиденные обстоятельства, кризисы, некоторые малые фирмы не справляются, уходят с рынка, на их место тут же приходят другие. Разнообразие позволяет понять всей экономике – как дальше двигаться. Небольшие фирмы могут стать лучшими именно в своей узкой сфере, не распылять ресурсы, добиться значительной эффективности, в том числе, хорошо переживать кризисное время.
Мы считаем, что руководству региона следует уделять особое внимание адресной поддержке «газелей» для повышения привлекательности эффективного и социально ответственного предпринимательства.