Постулат про «очередь за забором» в России внезапно сменился на «некому работать». И правда: если верить Росстату, а также гордым заявлениям чиновников, в России сейчас рекордно низкая безработица за последние треть века (за всю историю существования РФ).
Цифры, если абстрагироваться от причин, поражают: в ноябре 2023 года безработица в РФ составила всего 3%.
Тенденции рынка труда
Для сравнения: в конце 90-х число безработных было в 4 раза больше — 13%.
Посмотрите на график. Найдите на нем 1998, 2008, 2014, 2020 годы. Безработица каждый раз росла. Но не в этот раз.
Никто не отрицает, что времена сейчас тяжелые, кризисные, но этот кризис отличается своим влиянием на экономику: доступность западных товаров резко снизилась, люди потребовали увеличения зарплат (так как со старым уровнем доходов уже невозможно было выживать). Плюс резко вырос спрос на отечественные товары (других ведь нет, как говорил знаменитый русско-американский фермер Джастас).
И это не предел: за 2023 год в стране появились (часть уже работают, часть еще готовится) 550 модернизированных центров занятости, и еще 346 — появятся в 2024 (Минтруд).
Предполагается, что эти новые ЦЗ будут реально заниматься проблемами населения, а не изображать работу, как они это делали последние лет 15. Видимо, по плану, в 2024 году безработица в России будет полностью ликвидирована, как и оргпреступность. Просто не будет этих ваших безработных. Как сыра итальянского...
Но значит ли это, что российская экономика наконец становится впереди планеты всей? Это вряд ли. Ситуацию сейчас можно сравнить с простудой без температуры: цифры на градуснике радуют глаз, но кашель, заложенный нос, слезящиеся глаза и саднящее горло мешают радоваться жизни.
Экономисты давно доказали, что какой-то минимальный уровень безработицы в рыночной экономике необходим, чтобы рынок труда ожил и бизнес мог найти кадры под свои проекты.
А теперь разберемся, почему все гладко только на бумаге.
Россияне уезжают
Эксперты расходятся в мнениях о том, сколько русских потеряно для экономики из-за массового отъезда специалистов из страны в последние годы. Называют как миллион релоцировавшихся, так и
«Ой, да там не более 700 тысяч уехали, но больше половины уже вернулись».
Зачем нужна погранслужба, если она не может даже примерно сказать, сколько же россиян реально находится за рубежом, остается загадкой.
Поэтому количество потерянных для российской экономики рабочих рук сложно точно оценить: кто-то уехал с концами, а кто-то — попробовать поработать на удаленке. Кто-то нашел работу на международную фирму с оплатой в валюте, а кто-то продолжает работать на российского работодателя из условной Армении или Казахстана. Кто-то уехал сам и освободил одно рабочее место, а кто-то забрал с собой всю семью, подрастающих детей, перетянул пару друзей, и даже перевез ориентированный на международных клиентов бизнес с сотрудниками.
Добавляем сюда ползучую миграцию: возможно, кто-то принял решение об отъезде, и сейчас только готовит почву. Если категория людей, у которых решения зреют долго, но принимаются бесповоротно.
Что в итоге: сотни тысяч рабочих мест в России освободились. В основном это высокооплачиваемые позиции, ибо уборщица с минимальной зарплатой даже в Армению не переедет (там есть свои уборщицы). На освободившиеся места срочно нужно кого-то искать — поэтому требования к соискателям российские компании могли снижать.
Либо растить замену внутри коллективов: но это означает выбытие опытных линейных сотрудников, которых можно заменить только мигрантами из Средней Азии. В экономике все просто, если внимательно отслеживать взаимосвязи: когда кого-то из сотрудников повышают, то все равно кого-то нужно искать на его место.
Уже отмечен резкий рост оплаты труда в фастфуде: желающих выполнять тяжелую работу на свободной кассе меньше, чем за сотку, в Москве просто нет.
Мэйк Раша настолько грейт эгейн, что даже гастарбайтеры больше не едут
И тут мы приходим к интересному выводу:
«Мозги» из страны уезжают, а «руки» — ехать не хотят или не могут, но их не хватает и невозможно привлечь дополнительные с таким обменным курсом.
Мигрантам, которые занимали низовые рабочие места, с долларом пусть даже по 90 (курс, который подается нам сейчас, как великое достижение: "Доллар рухнул!") ехать на московские стройки уже банально невыгодно (расходы на проезд и проживание перекрывают небольшую разницу в зарплате).
Закручивать гайки в вопросах миграционной политики начали и власти: требовать знания языка у детей мигрантов, учащихся в российских школах, соблюдать сроки регистрации.
В условиях нехватки рабочих рук это достаточно странный подход. Многих добропорядочных рабочих-мигрантов, которые тихо приезжали и честно работали, постоянные скандалы в прессе только отпугнут.
Зря вы считаете, что у трудовых мигрантов нет другого выхода, кроме как ездить на заработки в Россию
С другой стороны, растет конкуренция среди стран-работодателей — гастарбайтеры из Средней Азии проторили дорожку в Южную Корею, где на стройках можно зашибать не 50-100 тысяч рублей, которые нужно менять на доллары по непредсказуемому курсу, а стабильную из месяца в месяц сумму в 2000-3000$ (с бесплатным проживанием, разумеется).
Интересно, что ездить на заработки в Корею не гнушаются и сами россияне с Дальнего Востока, который чиновники все пытаются заселить, совершенно забыв, что там зарплаты как в Узбекистане, а цены как в Москве.
Точные данные по оттоку, опять-таки, посчитать пока сложно: не все мигранты имели регистрацию в стране, не все работали с официальным трудоустройством, не все работали на одном месте постоянно. Я видел такие оценки: в 2022 году из страны выехало в 2.7 раз больше иностранцев, чем в 2021.
Демографическая яма
Проблемы из-за демографической ямы, возникшей в 1990-е, говорили о себе и раньше, так что причина это не неожиданная. Математика простая: в 2022 году на пенсию ушли 1.9 млн россиян, а в трудовой возраст вступили 1.4 млн.
Причем «трудовой возраст» — это 20 лет, то есть когда в России обычно человек еще учится на 3-4 курсе института, и в лучшем случае имеет неофициальную подработку.
Отсюда и демографическая брешь: молодых россиян не хватает, чтобы замещать уходящих пенсионеров. Проблему ощутили и на «верхах», и всеми силами пытаются заставить россиян рожать. Маткапитал ввели и увеличивают из года в год — помогло слабо. Меры ужесточаются: теперь плотно взялись за обсуждение темы запрета абортов.
Импортозамещение
Импортозамещение пока не может дать российской экономике «автомат» и подушки безопасности для нашего автопрома, или создать полностью русский смартфон. Но зато может заместить другие товары попроще.
Предприимчивые товарищи быстро смекнули, что если Zara и Starbucks ушли с рынка — россияне остались в опасности без массмаркет-шмоток и кофе. И им срочно нужно помочь. А чтобы производить одежду, продукты питания, стройматериалы и прочий ширпотреб взамен нескольких тысяч ушедших брендов — нужны работники. Они же нужны и для выстраивания новых логистических цепочек.
Полная перекройка экономики
В той или иной мере, события 2022 года усилили эффект во всех перечисленных выше пунктах. Мы видим волны эмиграции из России, каких не было со времен заселения Израиля советскими евреями.
Интересно, что во многих странах образовались телеграм-чаты, где можно спросить совета и решить любую проблему, что добавило решимости тем, кто сомневался в переезде.
Хромой рубль отпугнул с российского рынка труда и мигрантов, и российский средний класс, который в состоянии найти работу на международном рынке.
Необходимость экстренно импортозамещать кучу всего и сразу - от туалетной бумаги до самолетных двигателей - не способствует здоровой обстановке ни на рынке труда, ни в производственно-логистических цепочках.
Кадровый пылесос
Но есть и пара других факторов.
Во-первых — сентябрь 2022, который разом изъял из экономики 300 тысяч экономически активных граждан. Если человек снялся с рабочего места, то вместо него работодателю пришлось экстренно искать замену. Если безработный подписал контракт — для статистики он мгновенно стал трудоустроенным. А те, кто нигде не работал — на всякий случай могли пойти трудоустраиваться, чтобы получить бронь.
Во-вторых — восстановление новых территорий. На юге России возник кадровый голод среди водителей, строителей и энергетиков. По объявлениям строителям-специалистам обещают по 160+ тысяч рублей в месяц.
Конечно, на такие вакансии откликаются и из других российских регионов. В южных областях кадровый голод возник из-за того, что оттуда просто ехать ближе, поэтому желающих (как индивидуальных рабочих, так и целых подрядных компаний) — больше.
Следовательно, можно вычленить важную вещь, о которой никто не говорит: в России впервые появилась горизонтальная трудовая миграция между регионами, которая минует Москву!
По сути, сформировался единый конкурентный рынок труда в стране (наподобие конкуренции между штатами США за кадры и предпринимателей), которого никогда не было!
Бумажная низкая безработица vs Реальность
Добавим еще по мелочи факторов, которые тоже играют на руку Росстату и помогают бить рекорды на бумаге.
Растет неполная занятость. Устроиться курьером в Яндекс.Еду, таксистом или уборщиком несложно. Поэтому если реально безработного совсем уж припрет от безденежья — то усилий для поиска какой-нибудь работы от него потребуется минимум (по крайней мере, в крупных городах).
В этот же пункт добавляем и тех, кто работает непостоянно, с простоями. Некоторым компаниям выгодно держать в штате сотрудников, даже если они работают по 6-8 месяцев в году, с простоями: не нужно каждый раз искать новых. А в месяцы простоя таким работникам просто платят 25% от оклада, чтоб не разбежались (или оклад сразу дают в виде МРОТа, а зарплату платят премиями). Но для статистики — это +1 официально трудоустроенный.
Жизнь подорожала. Раньше можно было сидеть на шее у родителей, мужа, жить «с огорода» или перебиваться случайными неофициальными подработками. Теперь — с этим сложнее: денег на жизнь нужно больше. Если дохода «содержателя» уже не хватает, то и «иждивенцу» приходится искать работу.
При этом налоговая давит на мутных предпринимателей - и рынок труда выходит из серой зоны. В 2011 году Росстат насчитал, что в тени находилось 16% российского ВВП, и от 13 до 22 млн россиян были задействованы в теневых секторах. Пускай даже часть из них имела официальное трудоустройство и получала в конверте только часть зарплаты — было много тех, кто работал неофициально.
Сейчас с этим строже: и работодатель боится нарваться на штрафы (до 10 тысяч для ИП и до 100 тысяч для ООО), и соискателю хочется иметь уверенность в том, что его не турнут одним днем, соцпакет, оплачиваемые больничный-отпуск.
Логично, что предприниматель вынужден повышать цены, запуская инфляционную спирать в экономике.
Что делать
Позитив для обычного человека один: нехватка кадров давит на рынок труда и заставляет повышать зарплаты, которые россиянам систематически недоплачивали последние 10 лет.
Что делать - я, собственно, уже рассказывал: адаптироваться под реалии рынка труда. Откройте и самостоятельно посмотрите вакансии: они реально изменились за последний год.
А раз нехватка кадров - можно оперативно подсуетиться и сменить сферу деятельности, пройдя современные полугодовые курсы: сейчас можно выбирать любую востребованную профессию среди многих онлайн-платформ, которые держат руку на пульсе рынка труда: Скиллбокс, Нетология, Скиллфэктори, Яндекс Практикум, Эдюсон и другие. Отзывы можете найти сами на Ютубе. Нет смысла сидеть всю жизнь на одной позиции, если на рынке висят свободные вакансии с оплатой в 2-3 раза выше и людей отрывают с руками.