Не верите? А зря. Тезис подтверждается фактами и цифрами. "Яндекс Доставка" призналась, что у 40% курьеров сервиса есть высшее или неоконченное высшее образование. При этом 43% курьеров приходится совмещать доставку со второй работой.
С учетом того, что каждый пятый из опрошенных совмещает подработку с учебой, получается, что около трети всех курьеров - это ребята с законченной вышкой, и почти половине из них приходится вкалывать на двух РАБотах. Интересную же экономику мы построили!
А что, кто-то удивлен?
Нет, а вы правда ждали чего-то другого? Российское образование - это профанация, которая готовит людей по рваным советским плакатам к несуществующему рынку труда. Кто еще после этого, кроме курьера, может выйти из российского ВУЗа?
Я не пытаюсь никого сейчас оскорбить или принизить. Для контекста, я - экономист по образованию. ВУЗ московский, государственный, где-то в хвосте топ-100 по России. Не МГУ, но и не Заборостроительный. До красного диплома не хватило десятка пятерок, я забил на это дело на третьем курсе.
Моя первая наемная работа после ВУЗа - курьер. С дипломом российского ВУЗа другой выпускнику не предлагалось.
Называлась она по трудовой книжке "специалист материально-технического обеспечения", но по факту я носил в банке письма от юристов на почту. Платили полторы тысячи долларов на руки.
Напомните мне, сейчас, спустя 11 лет, выпускникам где-то в России платят за работу без опыта 150 тысяч рублей в месяц, а то я забыл?
Выдержал я 5 месяцев и сбежал оттуда, из этого тупизма и деградации - даже для такого ленивого человека, как я, это была трясина. Чтобы тебя допустили до первой должности, на которой предполагается делать что-то минимально серьезное и по специальности, надо было поносить письма пару лет (и чтобы кто-то ушел в декрет - хорошие места были поделены заранее). Такая была "политика партии".
После этого я еще один раз в жизни пытался устроиться в банк. Там предполагалось работать в колл-центре минимум полгода ("для ознакомления с работой банка" - это был Тинькофф), чтобы получить возможность подать заявление на работу по специальности. С улицы на профильную работу в обход колл-центра брали только программистов.
Я прошел стажировку в колл-центре 2 недели, отработал один звонок, понял, что у меня поедет крыша на телефоне через месяц, встал и забрал трудовую прямо в процессе оформления на работу.
Какое образование - такая и РАБота
Почему я утверждаю, что российское образование обречено выпускать курьеров? Вот как выглядела типичная лекция у нас в университете:
Поднимается 70-летний дедуля на кафедру. Достает потрепанный учебник имени себя, написанный в 1992 году. Начинает по слогам диктовать:
ЗА-ПИ-ШИ-ТЕ ТЕ-МУ: КАК ВЫ-ВО-ДИТЬ А-ЛГО-РИТМ НА ДИС-ПЛЕЙ.
Следующие полтора часа мы слушаем, как где-то тихо сыпется песок, и мерно переписываем под диктовку какую-то муть из заведомо устаревшего учебника.
Уроки чистописания
Кстати, учебник, с которого это все надиктовывалось, никогда не давался в руки, чтобы его можно было прочитать и не писать это все. Почему? Ибо нефиг! Уроки чистописания!
Проблема в том, что за полтора часа лекции у меня выходило страницы три текста как кура лапой. Прочитать это потом невозможно, поэтому к третьему семестру я усвоил, что на лекциях лучше спать, а конспект нормальным почерком брать отксерить у девочек.
Отдельные особо упоротые преподы проверяли на зачете конспекты, требуя показать случайно выбранную тему лекции, записанную под диктовку своей рукой.
К концу третьего курса до меня дошло, что и ходить туда смысла нет, раз потом все равно ксерить. Так прошло пять лет. Теперь я экономист.
Ремарка ради справедливости
Не могу сказать, что все преподы были такие. Были и вполне адекватные профильные специалисты с интересными лекциями и семинарами с живым обсуждением. Удивительное совпадение, но это были преподы по экономике, которой у нас было аж 2-3 занятия в неделю на экономическом факультете.
Не так много существует мест, где можно провести годы жизни с меньшей для себя пользой, чем в российском ВУЗе: только два приходят на ум, одно из которых - тюрьма, а второе является единственной причиной, по которой 146% студентов мужского пола в России идут получать высшее.
Сколько я получил полезного материала по профессии? Ну часов 500 получил за 5 лет, наверное. Что укладывается в трехмесячные курсы по нормативу 40-часовой учебной недели.
Зачем нужны были остальные 57 месяцев, вычеркнутых из моей жизни? Ну как зачем? Чем бы студент ни занимался, лишь бы задолбался!
Фабрика по производству курьеров
Собственно, вот вам и все причины, почему выпускники российских ВУЗов становятся курьерами:
- Им это высшее образование заведомо даром не надо - им надо, чтобы от них отстали со своими сверхидеями мама и государство.
- Даже те, кто пытается получить какие-то знания, получают уроки чистописания вместо этого.
- Можно было бы сказать, что при текущем развитии технологий в высшей школе учебный материал устаревает до того, как проходит все бюрократические согласования, но это будет неправдой, потому что большую его часть никто и не пытался обновлять со времен Брежнева.
- Преподаватели российских ВУЗов не понимают значение слова "прикладной". Не существует никакой связи между тем, что они надиктовывают, и тем, что происходит в реальном мире. С этими теоретическими знаниями ты приходишь на предприятие, и даже не ты смотришь на оборудование, как баран, а на тебя смотрят, как на барана, потому что ты понятия не имеешь, как само оборудование выглядит и куда вообще надо смотреть.
- Все украдено до нас. Довольно сложно перебрать современный двигатель, если тебя учили по рваному советскому плакату с двигателем ЗИЛ из 60-х годов в разрезе и один раз показывали этот ЗИЛ живьем (но не на ходу) на полигоне, потому что все внутренности из него те же преподы продали и пропили в девяностых.
Заметьте, тут ни слова про коррупцию. Потому что это не основная проблема российского образования. Коррупция существовала (в мое время) только в форме допзаработка для преподов на ленивых мажорах и недомажорах, у родителей которых водилась лишняя копейка. Кто хотел - тот все сдавал сам. Кто не хотел - тот "решал вопрос по-другому". Результат на выходе немного одинаков: нищими стали все.
Скозале бы вы токое дактарам!
Я в курсе, что невозможно построить чертеж траектории ракеты без знания высшей математики, но мне-то она зачем? Я не подписывался строить ракеты, когда подавал документы в ВУЗ на экономиста!
Есть очень узкий ряд специальностей, где для формирования понимания основных взаимосвязей в профессии требуется изучить большой набор разных предметов. И даже представители медицины мне в комментариях часто пишут, что половину времени их учат какой-то ерунде, которую они не помнят уже к моменту первого трудоустройства в поликлинику.
И что же теперь делать?
Поразительно, но при таком откровенно вредительском образовательном госсекторе, в России один из сильнейших в мире секторов частного образования.
И вырос он очень быстро. Еще во времена, когда я учился, позорнее, чем стать дворником, было только "поступить" в институт Натальи Нестеровой. В те дикие времена в России было несколько тысяч частных ВУЗов, выросших, как грибы после дожды, в мутной водичке девяностых.
Фактически, это были конторы по продаже дипломов. Ты приходишь, отдаешь деньги, тебе дают диплом. В какой-то момент выпускников этих "ВУЗов", не умевших перемножить дважды два, стало так много, что пошли массовые журналистские расследования на ТВ.
Имя Натальи Нестеровой стало нарицательным, как наиболее одиозной представительницы эпохи. Поэтому через некоторое время всем счастливым обладателям дипломов частных ВУЗов была адресована пометка "не беспокоить" в объявлениях о работе.
Так эти сомнительные инвестиции россиян в такое платное "образование" сгорели. Но тут Бог взял деньгами, что по итогу вышло намного дешевле, чем 5 лет учиться по не менее бессмысленным программам в государственном ВУЗе.
Интересно, что на этом образовательном Диком Западе нулевых с программами "кто во что горазд" и дипломами государственного образца, через некоторое возникли серьезные курсы подготовки по новым профессиям (маркетолог, программист и т.д), созданные талантливыми людьми, которым приходилось окунуться в море практики, полностью разочаровавшись в оторванном от реальности российском теоретическом образовании.
Сегодня у нас есть Skypro, Нетология, Skillbox, Puzzle English, ProductStar, Talensy, Zerocoder и куча других частных онлайн-программ образования с реальными отзывами реальных людей, где тебя на самом деле учат чему-то востребованной профессии и помогают с трудоустройством, а не держат за дойную корову.
Есть в этом и побочный эффект: получив такое реальное прикладное образование и небольшой опыт работы по профилю, молодежь массово надевает лыжи, пользуясь программами эмиграции квалифицированных специалистов.
Какой смысл работать в России, где тебе установлен искусственный непробиваемый стеклянный потолок по зарплате, если в Европе, США, Канаде, Австралии или Китае тебя примут с распростертыми объятиями на стартовый оклад в несколько тысяч долларов в месяц?
Удивительно: во всех сферах, куда государство не успело в двухтысячные залезть со своим уставом, рынок сам все отрегулировал - и наступил стремительный рост: взять хотя бы то же частное прикладное образование, телекоммуникации, интернет-сервисы.
Что сделали с самым дешевым в мире безлимитным мобильным интернетом сделали при помощи так называемого "пакета Яровой", мы уже видели. Весь мир над нами смеется: как в 2023 году может быть лимитированный по магабайтам интернет? Зато по паспорту - каждый байт на учете, все граждане под контролем!
Видимо, остается ждать, когда госрегилирование удушит независимое частное прикладное образование, а то учатся этим своим профессиям будущего и уезжают туда, где больше платят! Зачем молодежи нейросети всякие эти буржуйские, они еще диплом оттуда спишут! Пусть лучше вон, основы российской государственности изучают и патриотизмом пропитываются через новые учебники - экономического роста не будет, но зато так спокойнее!
P.S. А закончит за меня известный на Дзене Тихон Смирнов, который написал вот этот коммент к моей предыдущей статье про российское образование: