Персонал компании – представляет собой совокупность физических лиц, состоящих с фирмой в трудовых отношениях, регулируемых договором найма.
Кадры – основной, квалифицированный состав работников компании. В отличие от персонала к кадрам не относят временных работников, совместителей, а также внештатных сотрудников.
Рабочая сила – совокупность физических и умственных способностей человека, которые используются им для производства материальных благ и услуг.
Трудовой потенциал характеризует не только возможности человека, но и наличие у него определенных созидательных способностей, которые при необходимости могут быть реализованы. Трудовой потенциал отражает будущие трудовые резервы, которые необходимо создавать в долгосрочной перспективе как конкурентные преимущества организации в сложной рыночной среде.
Человеческие ресурсы – это термин, характеризующий персонал организации с точки зрения его качества.
В рамках HR-менеджмента персонал рассматривается как достояние компании, важный и дефицитный актив, используемый ею в конкурентной борьбе, который надо размещать, мотивировать, развивать и т.д.
Человеческие ресурсы классифицируются:
1. По месту в управленческой структуре (руководители разных уровней управления), специалисты, служащие, рабочие, обслуживающий персонал
2. По уровню квалификации (например, работник 1-6 разрядов)
3. По половозрастной структуре (мужчины, женщины)
4. По стажу работы
5. В зависимости от типа договора
6. По уровню образования
История формирования научных представлений об управлении человеческими ресурсами.
Основные принципы концепции HR-менеджмента в эпоху цифровизации
1. Признание ЧР решающим фактором эффективности и конкурентоспособности компании, ключевым ее ресурсом, экономически полезным и социально ценным
2. Ориентация на стратегический подход к управлению персоналом, в основе лежит интеграция кадровой стратегии в корпоративную с учетом долгосрочных перспектив развития ЧР как конкурентных преимуществ компании в рыночной среде
3. Принцип инвестиционности, заключающийся в признании экономической целесообразности капиталовложений, связанных с привлечением, использованием и развитием персонала компании. Соотнесение денежных затрат на формирование и развитие человеческих ресурсов с практическими результатами должно стать главенствующим в хозяйственной практике в компании
4. Самоуправление и демократизация – активное привлечение работников к управлению на всех уровнях, делегирование полномочий в рамках их компетентности, развитие партнерства и сотрудничества в компании
5. Принцип развития. Современные компании создают условия для непрерывного обучения и развития работников, стремясь раскрыть их интеллектуальные, творческие и предпринимательские способности, способствуя росту их компетенции и мотивации как для достижения общих организационных целей, так и для удовлетворения их личных потребностей
6. Принцип качества трудовой жизни. Справедливое вознаграждение персонала, создание комфортных условий труда, благоприятный микроклимат, формирование организационной культуры, представление возможности для профессионального и служебного роста.
7. Принцип профессионализации управления основан на необходимости повышения организационного статуса, уровня профессиональной компетентности персонала
8. Принцип инновационности. Совершенствование форм организации труда, обновление методов воздействия и побуждения работников к производительной и творческой деятельности, разработке и внедрении прогрессивных технологий развития человеческих ресурсов