В России с 29 октября вводят штрафы за навязывание потребителям дополнительных услуг и товаров.
Компании и ИП теперь могут оштрафовать, если они навязывают клиентам покупки за отдельную плату до заключения договора о приобретении основных товаров либо включают аналогичные условия в договор с потребителем.
Бизнес оштрафуют, только если покупка дополнительного товара — единственный способ купить основной товар или услугу, за которыми обратился потребитель.
Размеры штрафов
За навязывание услуг/товаров: на должностных лиц - 2-4 тыс. рублей; на юрлиц - 20-40 тыс. рублей.
За отказ в рассмотрении претензий: на должностных лиц - от 12 до 30 тыс. руб.; для юрлиц - от 100 до 300 тыс. руб.
За навязывание дополнительных услуг при обязательном страховании (к примеру, к ОСАГО) уже давно предусмотрена административная ответственность.
Навязывание допов к ОСАГО грозит штрафом: 20–50 тыс. рублей для должностных лиц и 100–300 тыс. рублей для юрлиц. Поэтому если сотрудник страховой компании не хочет продавать полис ОСАГО без дополнительных страховок, то можно жаловаться в региональные управления Федеральной антимонопольной службы или Центрального банка.
Как отличить навязывание и допродажу?
Допродажа - это процесс предоставления дополнительных продуктов или услуг, которые действительно могут принести пользу клиенту. Если предлагаемое не имеет реальной ценности для клиента и продавец настаивает на его покупке, это может быть признаком навязывания услуг.
Например, если автодилер предлагает прикупить зимние шины к автомобилю, это можно считать допродажей, а если автокресло не продают без покупки детских игрушек — это уже навязывание.
Судебные дела по навязыванию
Как отмечают авторы проекта, цены на автомобили в последнее время выросли не только по экономическим причинам, но и из-за действий автодилеров. Последние начали активно навязывать покупателям различные "допы". Например, ассистентское обслуживание в службе эвакуации.
Не важно, воспользуется гражданин или нет услугами эвакуаторов, но абонентскую плату с него спишут. Это реальный случай из судебной практики: покупателю машины просто выдали сертификат. Лишь потом, изучая документы, человек узнал, что заплатил за право звонить в службу эвакуации 90 тысяч рублей.
Когда человек попросил разорвать договор и вернуть деньги, ему отказали. Пришлось судиться.
Подпишитесь на канал, чтобы видеть наши статьи раньше.
Интересное на нашем канале:
Воинский учет: наш опыт постановки на учет
Кому грозят налоговые проверки?
Что нужно знать, нанимая на работу водителя?
Вызвали в налоговую по телефону: что делать?
Инициатива против ЕНС