Управлять бизнесом непросто, особенно когда команда сотрудников небольшая и приходится контролировать все процессы самостоятельно. Многие руководители парков даже не задумываются о необходимости производить сверку финансовых показателей, так как считают, что в их парках все работает прозрачно и правильно. В статье мы расскажем о том, какие категории финансовых потерь существуют и с помощью каких инструментов можно избежать убытков.
Что такое финансовая безопасность таксопарка?
Каждый игрок бизнеса работает ради собственной прибыли. Руководителям парков, как и водителям, важен доход и возможность этот доход увеличивать. Размер таксопарков у всех разный, точно также как и уровень финансовой безопасности - у кого-то за прибыль отвечает целый отдел сотрудников, а кому-то приходится самостоятельно управлять всем бизнесом и следить за тем, чтобы в финансовых показателях не было ошибок и недочетов. В обоих случаях нередки ошибки как со стороны умышленных действий сотрудников, так и со стороны случайных ошибок специализированных программ и CRM-систем.
Лучше учиться на чужих ошибках - это дешевле и эффективнее.
Финансовая безопасность позволяет руководителям парков держать все свои деньги под полным контролем. К сожалению, в обилии цифр даже самый опытный управленец может не заметить нестыковки. Когда финансовый разрыв достигает нескольких тысяч, парки, как правило закрывают глаза, но если убытки сводятся к сотням тысяч, то внутри парка начинаются тщетные попытки поиска критической точки откуда начинаются все потери. Спойлер - справиться самостоятельно крайне непросто.
Как определить категории потерь и точки роста в своем парке?
Мы провели более 600 аудитов различным таксопаркам с оборотами от 5 млн. рублей в месяц до 300 млн. рублей в месяц, поэтому можем уверенно заявить, что в каждом парке все индивидуально, начиная от точек возможного роста и заканчивая событиями, которые приносят убытки таксопаркам и кассовые разрывы.
Большинство парков считает, что агрегатор - это главный и практически единственный источник финансовых потерь. Если бы это было правдой, то ситуация складывалась бы крайне просто, и паркам было бы достаточно произвести сверку выплат самостоятельно. Но горизонт потерь очень широк, отсюда и возникает потребность в тщательном аудите таксопарков и комплексном анализе финансовой модели каждого парка.
Приведем несколько возможных причин, которые наносят убытки паркам:
- Недоплаты от Яндекс Такси и Яндекс Доставки. Это важные зоны контроля, но далеко не единственная.
- Проблемы с неконтролируемыми заказами. Ошибки сервиса в убыток водителю или парку, разворот оплат за поездку мошенником пассажиром и многое другое.
- Непонимание логики настроек в диспетчерской агрегатора и настроек взаимодействия с финансовой моделью водителя. Это потери по вине парка, их никто не будет компенсировать, но эти потери можно и нужно избегать.
- Воровство со стороны сотрудников. Даже самый преданный сотрудник может оказаться мошенником. Причем речь не только о водителях - мы встречали случаи, когда воровали даже совладельцы бизнеса. Способов воровства огромное множество, и каждый желающий, при необходимости, может найти новый способ, как обмануть парк, украсть денежные средства и остаться незамеченным.
- Ошибки по невнимательности. Неправильные данные, занесенные в CRM, сбои в работе ПО, ошибки со стороны агрегатора - все это хоть и неумышленно но, так или иначе, наносит финансовые потери для парка.
- Ошибки банков. Даже самая умная банковская система, к сожалению, не идеальна и может выходить из под контроля.
Многие руководители парков даже не догадываются о том, что их бизнес ежемесячно теряет прибыль. В разрезе одного месяца сумма может быть незначительная, но если мы посмотрим на годовую выручку, то количество потерь, определенно, захочется избежать при любой возможности. Для того, чтобы быть уверенным в достоверности своих показателей, необходимо своевременно проводить аудиты, вовремя находить причины финансовых убытков и максимально устранять все причины.