За полтора года цены на железнодорожные вагоны в России выросли почти вдвое, и ставки на их аренду заметно увеличились. Для некоторых видов грузов перевозка стала дороже на треть. Эксперты считают, что основной причиной этого является переориентация грузопотока на восток и дефицит пропускной способности. Однако существуют и другие факторы, влияющие на рост цен. Давайте разберемся, почему происходит увеличение цен и есть ли надежда на их снижение.
Стоимость вагонов увеличивается быстро. На сегодняшний день заключение контракта на приобретение стандартного полувагона обойдется в 4,5–6,5 миллионов рублей за штуку, а для инновационных вагонов, способных перевозить больший грузовой объем, цена составляет 6,2–7,5 миллионов рублей. Эти данные предоставлены исследователями из Информационного центра операторов (ИЦО), которые готовят аналитику для крупнейших участников рынка. В сравнении с данными исследования, опубликованного в 2021 году Союзом операторов железнодорожного транспорта, стоимость стандартного полувагона была оценена в среднем в 3,5 миллиона рублей, а инновационного вагона — в диапазоне от 3,5 до 3,9 миллиона рублей. Таким образом, за полтора года цены на вагоны подорожали почти вдвое.
Обычно стоимость вагонов зависит от загрузки железнодорожной сети: чем больший объем товаров перевозится, тем дороже стоит подвижной состав. Однако в настоящее время ситуация изменилась. По результатам сентября текущего года объем перевозок по железнодорожной сети вырос всего на 0,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достиг 100,9 миллионов тонн. Также наблюдается незначительный рост на протяжении девяти месяцев 2023 года, где объем перевозок увеличился на 0,6% и достиг 926,8 миллионов тонн.
Почему увеличиваются цены на вагоны
Одной из главных причин увеличения стоимости вагонов является неотвратимая обязательная замена железнодорожного парка. Запрет на продление срока службы вагонов введен с 2016 года, и следующая волна массового списания вагонов по сроку службы ожидается на рынке в период с 2024 по 2030 год. Нормативный срок службы вагонов в настоящее время составляет от 22 до 40 лет, в зависимости от их типа. Полувагоны эксплуатируются в течение 22–32 лет, цистерны – 32 лет, а фитинговые платформы – 40 лет.
"Производители осознают, что предстоит большое количество списаний в ближайшие годы," – напомнил представитель одного из крупнейших клиентов РЖД.
Еще одной причиной увеличения цен на вагоны является растущий спрос. Заместитель председателя Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава, Денис Семенкин, отмечает, что рост стоимости вагонов связан с ростом спроса на железнодорожное оборудование, прежде всего со стороны лизинговых компаний, а не только со стороны операторов.
"Грузовладельцы активно приобретают вагоны из-за ужесточения условий транспортного обслуживания операторами. Ставки растут, штрафы увеличиваются, и условия взаиморасчетов ухудшаются," – добавляет эксперт.
Представитель крупнейших клиентов РЖД указывает, что сеть железных дорог столкнулась с дефицитом пропускных мощностей. В свете санкций российские производители потеряли доступ к западным рынкам, что привело к переориентации грузопотока на восток. Однако Байкало-Амурская и Транссибирская магистрали, несмотря на масштабные проекты по расширению Восточного полигона, не в состоянии обеспечить плавную доставку всех грузов на экспорт через порты Дальнего Востока.
"Сеть перегружена, возрастает количество нештатных ситуаций, и недостаток локомотивов наблюдается. В этом контексте производители вагонов действуют в соответствии с коммерческими интересами и реагируют на рост спроса," – говорит он.
Вопрос о влиянии санкций на рост цен на компоненты вагонов остается темой, которую собеседники предпочли не комментировать.
Почему растет стоимость аренды вагонов
Не только сами вагоны увеличивают свою стоимость, но и стоимость аренды вагонов стремительно растет, согласно данным аналитиков. Например, с сентября 2022 года ставки аренды для нефтебензиновых цистерн выросли на 32%, достигнув 1800 рублей за вагон в сутки (годовой прирост в сентябре 2022 года составил 31%).
Сентябрь 2023 года принес ставку аренды полувагона в размере 2080 рублей в сутки, что на 24% выше, чем год назад (такой же прирост был в сентябре 2022 года).
"Основной причиной увеличения ставок является ухудшение оборота вагонов", говорит президент Национального центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин. "При одинаковых объемах груза требуется больше вагонов". Другими словами, каждый вагон проводит больше времени в пути из-за несогласованности действий между перевозчиками, такими как РЖД, предоставляющие локомотивы, грузоотправителями и операторами (которые владеют вагонами, но не локомотивами). Из-за сбоев в процессе перевозки количество грузов, перевозимых одним парком вагонов, уменьшается.
"Основной проблемой на сети в настоящее время является дефицит пропускных способностей, который усугубился из-за введения санкций и переориентации грузопотоков на восток", уточняет эксперт. "Динамика останется положительной, и, таким образом, рост ставок будет продолжаться".