Традиционно 1 ноября свой профессиональный праздник отмечают сотрудники Федеральной службы судебных приставов. О своем первом рабочем дне, забавных ситуациях и стереотипах общества в интервью с ЧС-ИНФО рассказал старший судебный пристав, начальник отделения судебных приставов по Куйбышевскому и Барабинскому районам Новосибирской области Александр Колмаков.
Мало кто знал, но предшественники современных судебных приставов появились ещё в Древней Руси. Разумеется, в то время налоги называли данью и собирал их сам князь, однако суть этой работы была близка к тому, что есть сейчас. Но именно дата 19 октября 1865 года считается отправной точкой в истории Российского института судебных приставов, когда император Александр II утвердил «Положение о введении в действие Судебных уставов».
Но через несколько десятков лет, во времена Советского Союза, служба начала переживать нелегкий этап своего существования и в тот период была практически полностью упразднена. И лишь с 1997 года она заново начала свое возрождение.
Сегодня сложно представить, что современный мир сможет обойтись без судебных приставов. Ведь несмотря на то, что общество постоянно стремится к своему развитию, такие качества как халатность, жадность или безответственность никуда не делись. Они приводят к печальным последствиям, а чаще всего — в суд. Но нежелание исправлять свои ошибки сталкивает таких людей с «представителями» крайних мер.
Александр Колмаков, герой нашего интервью, работает на должности старшего судебного пристава уже чуть более 8 лет, но его общий стаж 30 лет (в службе с 1992 года). Он окончил Сибирскую академию госслужбы по специальности «Юриспруденция». За годы своей работы у него накопилось немало опыта и историй, которыми он с радостью поделился.
— Вы помните свой первый рабочий день в качестве судебного пристава?
— Да, конечно, он был очень сложным, сразу было всего очень много. Наверное, долго не продержался бы, если не помощь трех моих коллег: Галины Исаевой, Ирины Кузевановой, которые долго проработали в этой сфере и совсем недавно ушли на заслуженную пенсию, и Галины Степановой. Я им до сих пор очень благодарен за всю поддержку!
— Вы всегда хотели быть судебным приставом?
— Нет, я об этом даже не мечтал, просто так сложилась жизнь. Я сюда пришел как раз в 90-е годы, когда были проблемы с трудоустройством. Первый шаг в этом направлении у меня был, когда я 2 года работал курьером в Куйбышевском районном суде. Если быть точнее, должность называлась «экспедитор по доставке почтовой корреспонденции» и заключалась она в разноске повесток, извещений и других судебных документов. После этого освободилось место судебного исполнителя, тогда ещё не было такой профессии как пристав. Но название все равно сути не меняет, все обязанности, которые у них были, остались те же, и по большому счету все осталось как прежде.
— В чем вообще заключается работа приставов?
— Я назову три основные задачи своими словами, но, конечно, официально это звучит не так. Первое, чем занимаются приставы — это исполнительное производство, то есть исполнительными документами. Это и административные штрафы, алименты, взыскание налогов и многое другое. Второе — обеспечение установленного порядка деятельности судов. То есть непосредственно в самом суде или в зале суда, где следят за безопасностью самих судебных процессов. Плюс к этому, принудительный привод граждан, которые уклоняются от явки в суд. И третье — дознание. В службе занимаются производством дознания по отдельным составам, например, что самое частое, это уклонение от уплаты алиментов. Помимо этого, есть ещё некоторые сопутствующие исполнительного производства, такие как уклонение от судебного решения, незаконная деятельность в отношении арестованного имущества, уклонение от уплаты задолженности в особо крупном размере и ещё некоторые составы, которые не так часто встречаются.
— Когда вы разыскиваете должника, как Вы получаете информацию о его местонахождении?
— Разным путем, но все в рамках закона, мы не превышаем свои полномочия. Сотрудники допущены к обработке персональных данных должника, поэтому, после возбуждения исполнительного производства, судебный пристав имеет право этим воспользоваться. Но ситуации бывают очень комические. Не всегда их приходится тщательно искать, они могут находиться дома, но только в самых «потайных» местах. Где мы их только не находили: и в шкафах, и на чердаке и даже в холодильнике!
— А что самое сложное в такой работе?
— Знаете, наверное, психологически очень тяжело. Граждане, к которым мы приходим, не очень готовы расставаться со своими деньгами, поэтому создаются такие ситуации, которые неприятно воспринимаются. Мы понимаем, что люди бывают разные: кто-то пытается построить свое финансовое положение не совсем честным способом, а кто-то просто попал в трудную жизненную ситуацию. Особенно тяжело, когда с этим сталкиваются престарелые люди, у которых что-то со здоровьем происходит, ещё какие-то нюансы. И когда они не смогли рассчитаться со своими долгами, ты понимаешь, что объективно человеку было просто трудно это сделать. Но тем не менее, работа есть работа и приходится ее выполнять.
— А что тогда из положительных моментов есть в этой работе?
— Вот есть мнение, что это неблагодарная работа, что люди нас не особенно любят. Поэтому услышать простое «спасибо» — это очень приятно. Но такие люди находятся, и даже, что удивительно, те же должники, которые должны вроде как относиться к нам негативно, бывает, выражают нам свою благодарность. Вот, например, как-то раз один мужчина, который платит алименты, принес судебному приставу исполнителю букет цветов. Нарвал он их, конечно, из нашей клумбы, но ей все равно было очень приятно. Чаще всего благодарят именно за то, что мы всегда изначально стараемся по-человечески относиться к ситуациям, в которые попали люди. Мы им помогаем решить их проблемы до того, как они станут патовыми, но все, конечно, в рамках закона.
— А случались ли ещё какие-то забавные случаи на Вашей работе?
— Конечно! Помню одну историю, которая случилась с нами, когда мы исполняли судебное решение по переселению гражданина из одной квартиры в другую. Все необходимые процедуры уже были завершены, и мы приехали к нему с грузчиками, чтобы выполнить все для переезда. А этот мужчина был такой неразговорчивый и отказывался ехать, пока не придет его товарищ. Выяснить, что это за «товарищ», нам так и не удалось. Он даже предлагал нам приехать вечером и говорил, что тогда все будет иначе, но сделать мы этого не могли, так как все уже было подготовлено и нас ждали грузчики с машинами.
Оказалось, что у этого мужчины есть кот, который в это время был на прогулке, и без него хозяин квартиры уезжать не хотел. Пришлось, конечно, подождать, благо, кот, спасибо ему отдельно, быстро вернулся уже через час-два. В общем, мужчина был доволен и с котом на руках переехал в новое жилье.
— А Вы сталкивались со стереотипным мышлением, когда кто-то узнавал, что вы работаете судебным приставом?
— Не могу сказать, что слышал что-то подобное. Да, действительно, некоторые граждане нас откровенно не любят, и мы это понимаем. Но это в основном те, кто не выплачивает свои долги. Поэтому, когда кто-то узнает, что я работаю судебным приставом, я не слышу в ответ какого-то негатива. К тому же, мне кажется, это идет от того, что некоторые люди не полностью осведомлены о нашей работе. Мы ведь не просто приходим и забираем чье-то имущество. Мы исполняем судебные решения. Кто это понимает, тот относится к нам нормально.
— Часто ли вообще к Вам обращаются за помощью?
— Да, такая практика у нас сплошь и рядом. Иногда могут прийти сами должники, но не для того, чтобы уклониться от уплаты, а поговорить и посоветоваться. Все это мы выполняем. Чтобы, например, и алименты выплачивались, и интересы всех сторон были учтены. У нас установлены приемные часы, которые проводятся дважды в неделю. Это, кстати, тоже касается стереотипного мышления. Иногда говорят, что мы 2 дня в неделю всего работаем, в остальное время сидим чай пьем и непонятно чем занимается. Вот это совершенно не так. Как раз тогда, когда приемные часы заканчиваются, у нас начинаются какие-то действия, выходы и вся остальная работа.
— Есть ли в Вашей работе такие задачи, которые выполнять сложнее всего?
— Конечно, и их, к сожалению, много. Например, категория исполнительного производства неимущественного характера — это наиболее сложное. Такие вопросы иногда приходится решать… И что-то о водоснабжении, электроснабжении, распри между соседями и так далее. Это, наверное, самые проблемные и психологически неприятные задачи.
— А каким должен быть человек, чтобы справиться с такой сложной работой?
— Я думаю, что здесь нужно быть настоящим психологом. Как я уже говорил, ситуации бывают разные, и с этим нужно уметь справляться. Также важно быть трудолюбивым, потому что работы у нас очень много. Просто об этом мало кто знает, да и, наверное, не нужно им об этом знать. Все это отнимает много сил и энергии, поэтому стоит поблагодарить наши семьи, которые нас очень сильно поддерживают и понимают. Многие молодые ребята из-за этого и уходят, потому что не справляются с такой нагрузкой и объемом задач. Но я думаю, это происходит на любой работе.
— А чем Вы и Ваши коллеги занимаетесь вне работы? Есть какие-то увлечения или хобби?
— Все мы обычные люди, но, к сожалению, у нас мало свободного времени. Тем не менее, я лично иногда занимаюсь физкультурой и спортом, что очень освобождает от проблем, которые за неделю или за день у тебя могут появиться. Есть и любимые занятия, связанные с природой, с путешествиями, но это как позволит время. Что касается моих коллег, то находятся и те, кто активно занимается тем же спортом, например наши волейболистки, которые защищают на соревнованиях честь города, мы ими очень гордимся.
— А по службе Вам приходится сдавать какие-то нормативы для подтверждения своей квалификации?
— Конечно, как и у всех практически. Ежеквартально каждый сотрудник сдаёт нормативы по физической подготовке, что является показателем того, что он может находиться на этой должности. Помимо этого, раз в 4 года мы показываем свои знания и способности на экзамене.
— Награждают ли приставов за успешную работу?
— Разумеется. У нас есть система оценки нашей работы, поэтому в любом случае это происходит. Но если сотрудник добивается каких-то успехов в своей карьере, то его могут наградить не только на местном, но и на федеральном уровне. Было, например, такое, что мы исполнили судебное решение и вернули в бюджет более 15 миллионов рублей. Нашу работу оценили и выразили благодарность.
— А женщин можно увидеть в такой профессии?
— Это сложный вопрос, потому что бывает по-разному. Например, в отделе по обеспечению безопасности в судах у нас все мужчины. А если говорить про судебных приставов-исполнителей, то раньше было 50 на 50, а сейчас уже долгое время в основном работают девушки и женщины. Поэтому каждый случай стоит рассматривать по отдельности.
— Вы уже не первый год находитесь на должности судебного пристава, повлияла ли эта работа на Вас, на мировоззрение или характер?
— Мне кажется, так или иначе это все равно как-то на тебе отражается. Наверное, за это время характер у меня стал другим, хотя я стараюсь работу не смешивать с обычной жизнью, правда это не очень получается. Думаю, ещё я стал более упорным и настойчивым.
— Первого ноября свой профессиональный праздник отмечают сотрудники Федеральной службы судебных приставов, что Вы хотели бы пожелать своим коллегам?
— В этот прекрасный день я хотел бы пожелать им крепкого здоровья, терпения и дальнейших успехов в своей работе. Пусть на пути им встречаются только честные и доброжелательные люди, а все невзгоды обходят стороной.
Александр Колмаков и его коллеги каждый день трудятся во благо нашего прекрасного региона, помогают гражданам вернуть утраченное и восстанавливают законную справедливость. Верим, что и все последующие годы судебные приставы будут с легкостью нести свою службу и также успешно выполнять свои обязанности!