Найти тему
История разведки

Повозки Гитлера почти добрались до Москвы или гужевой транспорт вермахта

Оглавление

Во-первых, для начала объясним современникам, что такое гужевой транспорт. Это вид упряжного грузового и пассажирского транспорта, в котором средство передвижения (повозка) приводится в движение животными.

Во-вторых, наше представление, взятое из художественных фильмов и кинохроники о том, что вермахт в ходе блицкрига был механизирован и передвигался на моторах, неверно.

Большим подспорьем у него был гужевой транспорт. Об этом говорит такая цифра: в каждой пехотной дивизии полагалось по штату 6 тысяч лошадей. На каждый стрелковый взвод вермахта приходилась гужевая повозка. Вот она и были там главным транспортом, перевозившим грузы войны.

Ассортимент повозок, выпускаемых немецкой промышленностью был достаточно широким

Вермахт имел в своем распоряжении пять модификаций повозок, две из которых предназначались для нужд связистов. Их конструкции отличались наличием рессор, смягчающей ход. Военная радиоаппаратура требовала бережного отношения.

-2

Легкую повозку для связистов (Kleine Heeresfahrzeug) тянули две лошади, да и то с трудом. Общий ее вес с грузом мог достигать тонну, поэтому скорость ее на укатанной грунтовой дороге не превышала 20 км/час.

«Телефонный вагон» ( Fernsprechwagen) образца 1929 года представляла собой прицеп и передок к нему. Немецкие связисты могли грузить в него до 580 кг своих кабелей и оборудования.

-3

В 1937 году вермахт начали снабжать цельнометаллической повозкой Heeresfahrzeug 7. Она была снабжена пневматическими или литыми шинами и имела возможность сцепки с автомобилем. Грузоподъемность этой повозки достигала полторы тонны. Правда, изделие это хорошо показало себя на дорогах Европы. Там ее могла тянуть даже пара лошадей. На Восточном фронте, да еще в распутицу, повозку из грязи не могла вытянуть и четверка крепких коней. Не зря ее прозвали «убийцей лошадей».

-4

Зато полевую кухню на двуколке немцы любили. Состояла она из стального лафета (станок для перевозки орудия), где размещались два котла – первых для горячей пищи, второй для чая или кофе. Такие кухни тоже были на конной тяге. Однако немцы частенько снимали их с колесного хода и грузили в кузов грузовика, чтобы быстрее доставить к месту приема пищи.

-5

Был на вооружении вермахта и легкий гужевой прицеп грузоподъемность до 400 кг. Обычно его тянула лошадь, но, в случае необходимости могли и пара солдат. Перевозили на нем что придется, от огнеметов, минометов и боеприпасов, до медицинских препаратов и продуктов. Конструкция позволяла последовательно цеплять несколько прицепов к тягачу.

-6

На вооружении инженерных подразделений вермахта находился тяжелый прицеп-генератор. Очень полезный на войне агрегат. Он выдавал в полевых условиях электричество в 220 или 380 вольт. Для этого на раме размещался четырехцилиндровый бензиновый двигатель мощностью 16 л.с. Правда, лошади с его перевозкой не справлялись, поэтому возить его приходилось тяжелыми грузовиками.

-7

Была в вермахте и «боевая телега». Это прицеп на конной тяге, на котором была установлена пулеметная спарка МГ 34. Своего рода современная тачанка.

Таким образом, тотальная моторизация вермахта была лишь мифом. Львиную долю грузов немцам приходилось возить на гужевых повозках.

«Крюк» - орудие железнодорожной войны, которое немцы активно использовали при отступлении