Найти тему
Заметки мамы-училки

"Тишина в классе!" 9 моих способов взбодрить утомлённых учеников на уроке и успокоить разбушевавшихся

Оглавление

Все чаще учителя жалуются, что ученики плохо себя ведут на уроке, не хотят учиться, не слушают, им бы в телефон побыстрее уткнуться. А внимание на уроке удерживается только 15 минут, это общеизвестный факт.

Хочу поделиться своими способами завладения вниманием детей, выработанные за время моей многолетней педагогической практики в разных классах: от дошкольников до старшеклассников. Способы все проверенные временем и разными поколениями детей, все они эффективны. Некоторые игры придумала я сама по ходу урока за пару секунд, и это вошло в мой обиход на постоянной основе.

Информация будет полезна всем учителям, читающим эту статью, репетиторам, просто родителям, которые занимаются со своими детьми и никак не могут их успокоить, настроить на уроки или просто взбодрить. Рассчитано на детей и подростков от 7 до 16 лет.

Специально подбирала такие упражнения, которые будут выполнять и взрослые ребята. Как-то даже занималась с дошкольниками, а они мне выдали: "Не будем ваши физкультминутки делать - это для малышей!" Так что упражнений для малышей тут не будет.

1. Кто последний, тот к доске.

Способ этот я использую, когда никто не хочет идти к доске, и поднимается шум на уроке. Говорю детям, что нужно встать, я включаю музыку на своем смартфоне (можно использовать и оборудование в кабинете), когда она закончится, вам нужно быстро сесть на свои места. Кто сделает это последним, тот пойдет к доске!

При необходимости повторяем эту игру ещё пару раз, если последнего не удалось вычислить за один раз.

Все способы в этой статье будут связаны с активностью школьников по типу физкультминуток. Именно смена вида деятельности помогает им взбодриться, отвлечься, успокоиться и даже отдохнуть от письма в тетрадях.

2. Достань мизинцем левой руки свою правую пятку

Эта игра родилась у меня спонтанно. Ученикам можно даже не вставать с места. Говорю им, что это очень полезное упражнение для мозга, они станут гениями и решат задачу на раз. Это на самом деле так, ведь данная игра - развитие межполушарных связей и нейроупражнение.

Тут я даю им команды, какие взбредут мне в голову по типу:

  • дотроньтесь правой рукой до мочки левого уха, а левой - правого,
  • сделайте хлопок в ладоши, поменяйте руки,
  • дотроньтесь указательным пальцем правой руки до подбородка, а левой рукой до локтя правой руки,
  • одна рука лежит на голове, другая на подбородке. Хлопок и поменяйте руки,
  • достаньте мизинцем левой руки свою правую пятку,
  • левая рука на правое колено, правая рука на левое плечо. Хлопок и поменяйте руки,
  • левой рукой - правый бок, большим пальцем правой руки прикрыть левую ноздрю.
Чем страннее задание, тем смешнее и охотнее его выполняют дети. Например, сделать петушка одной рукой, и жест "лайк" другой рукой.

3. Найдите вокруг себя...

Упражнение тоже можно выполнять сидя. Даю задание классу: "Кто быстрее найдет и покажет пальцем в кабинете что-то красного цвета, что-то круглое, что-то металлическое и т.д. Говорить вслух при этом запрещается!"

-2

Благодаря этому упражнению все сразу же замолкают, начинают крутить головами и показывать пальцами в разные стороны. Вроде и активность проявили и затихли разом - это просто здОрово.

4. Конкурс на самое оригинальное движение

Разноображу обычную физкультминутку. Все встают с мест, я называю им любого персонажа, каждый ребенок придумывает и показывает своё движение, связанное с этим персонажем. Тот, кто покажет самое оригинальное, тому придумываю поощрение.

Каких персонажей можно называть: Буратино, робот, бомж, заяц, орёл, крокодил, кукла, царь, дворник, Бог, полицейский. Подбирать строго по возрасту, так как десятиклассникам навряд ли будет интересно показывать зайца. А вот мумию и бомжа они со смехом покажут, и вместе выберут победителя.

Самое сложное после всех этих игр и конкурсов - успокоить смеющихся и энергичных детей. Вроде как они взбодрились, но сделали это чересчур сильно, а урок дальше необходимо вести. Поэтому я выработала важное правило - все подобные игры длятся не более 2-3 минут. И заранее договариваюсь с ними о полной тишине в классе, иначе показывать мумий на уроке мы больше никогда не будем.

5. Моментальный ребус

Если вдруг поднимается шум в классе, я моментально рисую на доске какой-нибудь ребус.

Мои примеры ребусов. Вы можете заранее их найти в интернете и записать в свою тетрадку
Мои примеры ребусов. Вы можете заранее их найти в интернете и записать в свою тетрадку

Этот способ хорош тем, что проводить его можно за несколько секунд на любом уроке. Тот, кто разгадает его первым, получает пятерку. Так за 5 секунд в классе устанавливается тишина, есть одна отметка за урок, развитие мозговой активности у детей и снова внимание класса на уроке "собралось в кучку".

6. Обратный отсчёт

Даю задание: выполнить несколько упражнений в порядке убывания. Например, сделать 5 прыжков, 4 приседания, 3 раза покружиться вокруг себя, 2 раза прыгнуть на одной ноге, 1 раз дать пять своему соседу или хлопнуть в ладоши, если соседа нет. Кто выполнит все задания быстрее всех?

7. Притворись животным

Считаю до 5, а ученики в это время показывают какого-нибудь животного. Называю выборочно несколько имён, они продолжают показывать своих животных, а остальные угадывают их. Кто угадает первым, тот выиграл.

8. Учебник на голове

Изображения с сайта freepik.com/
Изображения с сайта freepik.com/

Задание даю такое: обойти свою парту или стул по кругу с учебником или тетрадью на голове, держать который руками запрещается. У кого учебник не упадет, тот молодец. Сколько их будет из класса?

9. Тематические физкультминутки

На любом уроке можно провести физкультминутки, связанные с темой урока. Например:

  • На русском языке: поморгать глазами столько раз, сколько гласных звуков в слове
  • По математике: сделать столько наклонов, сколько получится в ответе на задачу
  • По истории: постучать ногами столько раз, сколько царей мы перечислили за такие-то годы.

Ставьте "нравится", если было полезно.