Меня столько раз укоряли в комментариях, что я никакой не пожарный, никакой не строитель. И я честно могу сказать:
«Да, я не пожарный и не строитель, а риск-инженер».
Попробую рассказать, что я и мои коллеги должны (обязаны) проверить на объекте, куда их пригласили. Самое основное, не вдаваясь в частности.
Таким представляли риск-инженера лет 40 назад (коллеги подарили)
Сейчас все немного проще и сложнее. Есть компьютер и фотоаппарат.
Внешнее воздействие
Это достаточно важно. Если Компания арендует только одну секцию склада, то внешним воздействием будут соседи за стенкой (вдруг, они там складируют что-нибудь опасное) и завод, который находится от этого склада в полукилометре. Определить дистанцию, от которой будет оказано влияние на осматриваемый объект очень трудно.
Я понял это в 2005 году, когда был очень большой пожар на нефтяном терминале в Бансфилде, Великобритания. Мой коллега, очень опытный и знающий инженер, осматривал большое офисное здание и не учел, что нефтяной терминал находился в 400 метрах от него. В итоге при пожаре на терминале, тепловое излучение было таким сильным, что повредило крышу и стены здания, все окна треснули. Мой коллега получил выговор за то, что не учел этот фактор.
Мой немецкий коллега осматривал архив католической церкви. К его удивлению, вторая половина дома использовалась для работы девушек свободной любви. Он об этом и написал в своем отчете, чем вызвал негодование Клиента. Но не писать он об этом не мог. В итоге появилась гениальная, на мой взгляд фраза: «Во второй половине здания находится приют для «кошечек» (pussycats).
Здания
Здесь надо узнать, когда было построено здание (здания), их площадь, этажность, конструкция, были ли ремонты и попытаться понять, в каком состоянии находится здание во время осмотра. Постараться посчитать, как здание будет вести себя во время пожара, есть ли пожарные разделения и реальные они или только на бумаге.
О поведении здания во время землетрясения, наводнения и прочих природных катаклизмов рассматривается позже. В этой части, нам надо понять, как здания или комплекс зданий противостоят пожару.
Как видите, здесь мне нужны строительные знания, но никто не требует разбираться в каждом кирпичике и арматуринке отдельно – на это есть проектировщики и строители. Каждый должен заниматься своим делом.
Склады
Можно говорить много и сильно раздувать щеки, но надо признать, что пожар на складах потушить очень тяжело или не потушить совсем. Поэтому, складам (даже если это склады в магазине) уделяется очень большое внимание. На сладах легко затеряться персоналу. На складах очень часто творится небольшой (или большой) рабочий бардак. Риск-инженеру надо понять, насколько опасен склад с точки зрения пожарной безопасности и с точки зрения краж. Достаточно часто возникает проблема как охраняются товары от охранников, которые склад охраняют. И не думайте, то это только кража.
Был случай, когда охранник ночью решил самостоятельно проверить как сработает дымовой извещатель на складе. Он разжёг костер под дымовым датчиком! На его беду, дымовой датчик не сработал, а он не смог потушить костер – в итоге сгорел весь склад.
Деятельность
Мы уже с вами обсуждали этот вопрос. Деятельность может быть разной. Если говорить упрощенно, то за середину риска от деятельности можно взять вашу квартиру (или дом), в которой живете. Офис имеет меньший риск, потому что там, чаще всего нет плит, на которых готовят. Нет детишек, которые ставят разные опыты и нет бабушек с деменцией, которые забывают закрыть воду в ванне.
Гостиница имеет более высокий риск. Причем у гостиниц в 1-3 звезды, он будет выше, чем у гостиниц в 4-5 звезд. Почему? Публика разная. В гостиницах в 1-3 звезды чаще останавливаются студенты с вечеринками, после которых может разнести всю гостиницу. Достаточно часто раньше варили курицу в унитазе: там, где собирается вода для слива, клали курицу и вставляли кипятильник. Это кажется смешно, но это было.
В гостинице в 4-5 звезд публика совсем другая, более степенная. Конечно, какой-нибудь футболист/актер может разгромить номер, но это бывает не так часто и обычно это происходит в пределах одного номера.
Ну и так далее. Естественно, всё знать невозможно и у каждой страховой компании есть свои критерии рисков деятельности, которые они получили из своей статистики.
Пыль, жидкости и газы
Не секрет, что зерновая пыль, сахарная пудра, сухое молоко, какао и многие другие вещества в пылеобразном состоянии взрываются. На производстве они используются достаточно часто. Риск-инженеру надо определить наличие эти пылей и что будет, если она вдруг взорвется.
Тоже самое с горючими жидкостями. Сколько их, как хранятся и что будет, если….
Аэрозоли
Баллоны с аэрозолями, когда горят, летают как ракеты и разносят пожар с удвоенной скоростью. К счастью, достаточно часто газовую составляющую аэрозоли все чаще делают негорючей.
О других вопросах, которые должен выяснить риск-инженер на объекте, давайте продолжим говорить в следующий раз.
С уважением,