Найти в Дзене

Скрытая ценность: как наём новичков без опыта может стимулировать развитие компании

Оглавление

1. Вступление

В этой статье расскажу о том, как я набирал компетенции и рос, какие плюсы при росте получает работодатель, объясню, почему рост – это залог стабильности, почему он выгоден, покажу это на реальных примерах. В конце немного подкину на вентилятор, расскажу, почему рост может вызывать сопротивление и как решать этот вопрос.

2. Рост: пример из жизни

Я устроился на работу программистом 1С в 1999 году. 1С впервые увидел на собеседовании. Мой будущий наставник поставил мне задачу: нужно поменять в таблице две колонки местами. И ушёл. Пыхтел я долго, минут 40 ковыряя 1С-ку. Это была версия 7.5. После он вернулся, увидел, что у меня ничего не получилось. И сказал: «А ещё тут есть Конфигуратор». Вот это да! О таком режиме запуска 1С-ки я не знал. После запуска Конфигуратора у меня получилось решить задачу.

Что в итоге получил мой будущий работодатель? Он взял полностью нулевого человека, но с потенциалом. И за счёт того, что я рос, за счёт того, что по мере роста приносил результаты, за счёт того, что мне было интересно, протрудился в этой компании более 20 лет.
Для компании и для меня это выгодная сделка.

В будущем применял такой же подход. Не так важны были знания и умения. Был важен потенциал. На дальнюю перспективу это является определяющим фактором.
Скажу честно, на собеседовании трудно понять, обладает ли человек потенциалом. Видно это только в реальной практике, в трудностях, как их преодолевает человек.

3. Рост – залог стабильности

Постоянная текучка вызывает волнение в коллективе. При этом не должно быть стагнации. Те люди, которые хотят расти, должны иметь возможность это делать.

Как правило, чем дольше человек трудится в компании, тем больше к нему уровень доверия. А чем выше уровень доверия, тем меньше нужно контрольных механизмов. Отсюда вывод: выше доверие – меньше себестоимость.

Мой долгий опыт работы в одной компании обуславливался возможностью заниматься тем, что действительно нравилось. Формально находясь на одной должности, по сути работал на разных проектах. Это замечательно.

Бывают работодатели, которые боятся, что их сотрудников переманят. И начинают ограничивать сотрудника, например, не давая обучаться. Нет бюджета и тому подобное. Тупиковый путь. В моей практике успешное решение – давать развиваться сотруднику, реализовывать свои амбиции, поощрять его инициативы. При этом должно оставаться понимание, что он должен приносить пользу не только себе, но и компании, в которой трудится.

4. Рост – это выгодно

Для организации важен рост компетенции сотрудников. Потому что с ростом компетенции каждого конкретного человека идет рост всей компании в целом.
Знания и умения увеличивают эффективность выполнения задач. Расширяют кругозор, увеличивают спектр возможных решений. С одной стороны, это вполне очевидные вещи, с другой, в некоторых организациях на это не обращают внимания.
Меня учили так: в текущей ситуации побеждают не большие маленьких, а быстрые медленных.

Однажды был проект. Решили проверить гипотезу и добавить в свой портфель новую услугу. Для этого нужно было разработать мобильное приложение. Тогда уже был опыт создания нативных приложений под Андроид и Айфон, было понимание, сколько это занимает времени. Поразмыслив, приняли решение о том, что фронт соберем на 1С, а бек останется на java. Сказано – сделано. Через пару недель был готов первый работоспособный продукт. Ещё месяц ушёл уже на обкатку и доработку. До старта проекта я не умел разрабатывать мобильные приложения. В этом проекте научился.
В итоге мы значительно сэкономили на проверке гипотезы. Были затраты на обучение, но в целом по проекту экономия была в разы.

Уже позже, общаясь с коллегами по цеху, узнал, что подобным подходом пользуются и в других командах. На 1С быстро собирают мобильную версию, обкатывают её и, если требуется, пишут полноценное нативное приложение.

5. Рост вызывает сопротивление

Ну и обещанная ложка дегтя :) Не все сотрудники хотят учиться. Точнее так: потенциал по обучению разный у разных людей. Приходя на новое место, сотрудник так или иначе вынужден обучаться специфике организации. У большинства на страте есть запал, потенциал к росту. А вот дальше по классике:

Бывает – проснешься, как птица,
Крылатой пружиной на взводе,
И хочется жить и трудиться;
Но к завтраку это проходит.

Ждать от всех сотрудников повальной инициативы не стоит. Заставлять учиться бесполезно. А вот создать условия, чтобы человек сам этого захотел, вполне реально. Тут несколько рецептов:

  • индивидуальный план развития,
  • внутренний пиар (DevRel),
  • переключение между разными проектами.

В нашей организации именно так и устроено. Всесторонне освещаются новые проекты и инициативы. Видно, сколько существует различных интересных проектов. Рядовой программист может выйти с инициативой, обосновать её и далее реализовать. Это не только возможно, это поощряется. В саму инициативу ты можешь заложить, в том числе, свое обучение. Все в плюсе.

6. Заключение

Тем, кто хочет учиться, нужно давать возможность. Но таких меньшинство. Для остальных, коих большинство, нужно создавать условия.
Рост — один из определяющих факторов развития как конкретного специалиста, так и компании в целом.

Успехов! ;)

Мои публикации и контакты