Найти в Дзене
Школа Вокала.

Понимание опоры звука при пении на одном известном упражнении.

Тема дыхания и понимание опоры звука при пении -самая сложная для всех в процессе обучения. Взаимодействие дыхания н голосовых складок. определяет опору звука. Опора звука не может рассматриваться в отрыве от опоры дыхания. Певческая опора — это результат согласованной работы всех частей голосового аппарата. Опора возникает при взаимодействии гортани, органов дыхания
и надставной трубы (глотка, рот и нос). Опора дыхания ни в коем случае не должна пониматься как нечто неподвижное, застывшее. Это-«игра» дыхательных мышц, четко координированное взаимодействие их во время сокращения, т. е. движения. Опора должна быть пластичной, упругой, гибкой, чтобы обеспечить быстрое изменение подскладочного давления в зависимости от сменяющихся звуков. Опора дыхания -это умение поддерживать необходимое для голосообразованния подскладочное давление выдыхаемого воздуха. А.Г.Менабени. Методика обучения сольному пению. Начинающие не умеют держать до конца фразы дыхание, не пропевают все звуки на опоре. Ды

Тема дыхания и понимание опоры звука при пении -самая сложная для всех в процессе обучения. Взаимодействие дыхания н голосовых складок. определяет опору звука. Опора звука не может рассматриваться в отрыве от опоры дыхания.

Певческая опора — это результат согласованной работы всех частей голосового аппарата. Опора возникает при взаимодействии гортани, органов дыхания
и надставной трубы (глотка, рот и нос).

Опора дыхания ни в коем случае не должна пониматься как нечто неподвижное, застывшее. Это-«игра» дыхательных мышц, четко координированное взаимодействие их во время сокращения, т. е. движения. Опора должна быть пластичной, упругой, гибкой, чтобы обеспечить быстрое изменение подскладочного давления в зависимости от сменяющихся звуков.
Опора дыхания -это умение поддерживать необходимое для голосообразованния подскладочное давление выдыхаемого воздуха.
А.Г.Менабени. Методика обучения сольному пению.

Начинающие не умеют держать до конца фразы дыхание, не пропевают все звуки на опоре. Дыхание у начинающих бывает вялое или форсированное. Вялое дыхание - это неразвитые мышцы, недостаточный вдох, вялый выдох, поэтому и в звуке нет опоры. Форсированное дыхание связано с чрезмерной активизацией дыхательных мышц, вдох шумный, с перебором дыхания, выдох с излишним напором. А некоторые певцы долгие годы так и не могут понять, что же такое "петь на дыхании".

Правильная дыхательная опора позволяет певцу контролировать поток воздуха и использовать его эффективно для поддержки звука. Она обеспечивает стабильность и силу голоса, позволяя певцу выразиться с уверенностью и эмоциональной глубиной.

Физиология.

Пение - это мастерство выдоха.

Диафрагма - это самая большая мышца в организме и медики часто называют диафрагму венозным сердцем. Она много значит для кровообращения, она разделяет грудную и брюшную полости, охраняя сердце и легкие от случайных повреждений, например, если человек встанет на голову.

Когда в легкие поступает воздух, грудная клетка раздвигается в стороны за счет ребер, а снизу за счет диафрагмы. Купол диафрагмы сокращается и опускается под давлением увеличившихся легких. В свою очередь, сократившаяся диафрагма давит сверху на содержание брюшной полости и поэтому живот выпячивается вперед - следствие вдоха!

Вот и получается при вдохе: ребра в стороны, а живот вперед.

Для осуществления певческого дыхания важно правильное положение корпуса: прямая спина и хорошо прогнутый поясничный отдел позвоночника, так как диафрагма своими веерообразно идущими мышечными пучками прикрепляется к верхним поясничным позвонкам.

Поясничный отдел является как бы опорой для диафрагмы при ее сокращении. Поэтому важно, чтобы поясничные позвонки были хорошо фиксированы.

Самая сложная задача певческого дыхания - это регулируемый выдох, что и обеспечивается диафрагмой, так как именно она помогает регулировать и распределять выдыхаемый воздушный поток, сохранять певческий объем грудной клетки.

На канале много статей про дыхание и опору от разных певцов и педагогов.

Например, это:

44 указания вокалистам от Умберто Мазетти в период объединения русской и итальянской школы пения.

Выдающийся певец Нодар Андгуладзе. Очерки вокального искусства.

В чём был велик Карузо: владение дыханием и голосовым аппаратом в сочетании с внутренней силой. 12 правил совершенства.

Техника длинного дыхания в пении на одной ноте.

Секреты итальянской школы пения, которые применяю в обучении. Дыхание.

Певческое дыхание в сравнении речевым дыханием. 7 принципов дыхания в пении.

Сегодня на одном известном упражнении попробуем обрести понимание опоры звука при пении.

Для начинающих "упражнение со свечой",где будем руками контролировать дыхание.

"Положите одну руку на ребра, а другую на живот, наберите в легкие воздух, "подуйте на свечу" и "посмотрите" руками как действует диафрагма.
Вы должны почувствовать, что она, как поршень в цилиндре, удерживает воздух, не давая ему сразу "выплеснуться" на первых моментах выдоха. Попробуйте помочь животом ускорить, активизировать выдувание воздуха (толкают мышцы низа живота). Обратите внимание, что живот поднимается постепенно, а грудная клетка не опадает, она остается развернутой, как при вдохе.
Диафрагма, выпрямившаяся при вдохе, при выдохе резко не меняет своей формы, а очень, очень постепенно возвращается к своему первоначальному, куполообразному состоянию, именно этот процесс помогает осуществлять певческий выдох.

При пении не должен резко опадать объем грудной клетки (грудного резонатора).

Дыхание расходуется, воздух выходит, а объем грудной клетки не опадает.

А теперь ощущения, полученные при "задувании свечи" повторите со звуком, то есть спойте на выдохе любой удобный звук, потяните его, а руками в это время "следите" за "механизмом" выдоха.

Проследите, чтобы при пении живот не зажимался, не дергался, чтобы он не выпячивался, не "делался арбузом".
Мышцы живота и диафрагма помогают регулировать певческий выдох, а грудной резонатор (грудная клетка), не меняя своей формы при звучании голоса, делает его объемным, мощным."

Именно это и называется в вокале опорой на диафрагму и использованием грудного резонатора, груди.

Овладение техникой диафрагмального дыхания поможет в пении выдыхать спокойной, плавной, собранной струей, плотной и непрерывной, с хорошим напором, отчего и звук будет ровным и звучным. Постепенная подача воздуха обеспечит максимальное превращение его в звуковые волны.

Умение расходовать дыхание так, чтобы оно все без остатка превращалось в звук, определяет мастерство владения певческим выдохом.

Запомните: "Оканчивая звук, ученик не должен выпускать остаток воздуха быстрым опусканием груди или допускать расслабление в области "подложечки" (диафрагмы), то есть сохранить "вокальную форму" своего инструмента - тела. Добиться этого вначале нелегко, но зато в этом единственно верный путь выработки красивого кантиленного пения". (М. Гарсия)

Такой контроль над сохранением "вокальной формы" и наработанная техника пополнения израсходованного дыхания в паузах или между фразами - гарантия ровного, профессионального звука.

"Нужно следить за тем, чтобы после окончания музыкальной фразы, после снятия звука сохранялось в некоторой степени вдыхательное положение грудной клетки, как говорят вокалисты "оставался резерв дыхания".
(А.Г. Менабени)

Следите, чтобы пауза между вдохом и началом звука (выдохом) была мгновенной, но помните, что это мгновенная "задержка" дыхания чрезвычайно важна:

а) она организует выдох;

б) способствует тому, чтобы не было придыхания, которое сушит горло и мешает точному интонированию и точной атаке звука;

в) препятствует тому, чтобы не вырывался воздух;

г) с призвуком "Х";

д) устраняет потерю дыхания в начале фразы;

е) мгновенная задержка перед выдохом - это момент готовности, скоординированности всех органов, объемов звукообразования.

Упражнения в подборке на канале вам помогут.