Тема дыхания и понимание опоры звука при пении -самая сложная для всех в процессе обучения. Взаимодействие дыхания н голосовых складок. определяет опору звука. Опора звука не может рассматриваться в отрыве от опоры дыхания.
Певческая опора — это результат согласованной работы всех частей голосового аппарата. Опора возникает при взаимодействии гортани, органов дыхания
и надставной трубы (глотка, рот и нос).
Опора дыхания ни в коем случае не должна пониматься как нечто неподвижное, застывшее. Это-«игра» дыхательных мышц, четко координированное взаимодействие их во время сокращения, т. е. движения. Опора должна быть пластичной, упругой, гибкой, чтобы обеспечить быстрое изменение подскладочного давления в зависимости от сменяющихся звуков.
Опора дыхания -это умение поддерживать необходимое для голосообразованния подскладочное давление выдыхаемого воздуха.
А.Г.Менабени. Методика обучения сольному пению.
Начинающие не умеют держать до конца фразы дыхание, не пропевают все звуки на опоре. Дыхание у начинающих бывает вялое или форсированное. Вялое дыхание - это неразвитые мышцы, недостаточный вдох, вялый выдох, поэтому и в звуке нет опоры. Форсированное дыхание связано с чрезмерной активизацией дыхательных мышц, вдох шумный, с перебором дыхания, выдох с излишним напором. А некоторые певцы долгие годы так и не могут понять, что же такое "петь на дыхании".
Правильная дыхательная опора позволяет певцу контролировать поток воздуха и использовать его эффективно для поддержки звука. Она обеспечивает стабильность и силу голоса, позволяя певцу выразиться с уверенностью и эмоциональной глубиной.
Физиология.
Пение - это мастерство выдоха.
Диафрагма - это самая большая мышца в организме и медики часто называют диафрагму венозным сердцем. Она много значит для кровообращения, она разделяет грудную и брюшную полости, охраняя сердце и легкие от случайных повреждений, например, если человек встанет на голову.
Когда в легкие поступает воздух, грудная клетка раздвигается в стороны за счет ребер, а снизу за счет диафрагмы. Купол диафрагмы сокращается и опускается под давлением увеличившихся легких. В свою очередь, сократившаяся диафрагма давит сверху на содержание брюшной полости и поэтому живот выпячивается вперед - следствие вдоха!
Вот и получается при вдохе: ребра в стороны, а живот вперед.
Для осуществления певческого дыхания важно правильное положение корпуса: прямая спина и хорошо прогнутый поясничный отдел позвоночника, так как диафрагма своими веерообразно идущими мышечными пучками прикрепляется к верхним поясничным позвонкам.
Поясничный отдел является как бы опорой для диафрагмы при ее сокращении. Поэтому важно, чтобы поясничные позвонки были хорошо фиксированы.
Самая сложная задача певческого дыхания - это регулируемый выдох, что и обеспечивается диафрагмой, так как именно она помогает регулировать и распределять выдыхаемый воздушный поток, сохранять певческий объем грудной клетки.
На канале много статей про дыхание и опору от разных певцов и педагогов.
Например, это:
44 указания вокалистам от Умберто Мазетти в период объединения русской и итальянской школы пения.
Выдающийся певец Нодар Андгуладзе. Очерки вокального искусства.
Техника длинного дыхания в пении на одной ноте.
Секреты итальянской школы пения, которые применяю в обучении. Дыхание.
Певческое дыхание в сравнении речевым дыханием. 7 принципов дыхания в пении.
Сегодня на одном известном упражнении попробуем обрести понимание опоры звука при пении.
Для начинающих "упражнение со свечой",где будем руками контролировать дыхание.
"Положите одну руку на ребра, а другую на живот, наберите в легкие воздух, "подуйте на свечу" и "посмотрите" руками как действует диафрагма.
Вы должны почувствовать, что она, как поршень в цилиндре, удерживает воздух, не давая ему сразу "выплеснуться" на первых моментах выдоха. Попробуйте помочь животом ускорить, активизировать выдувание воздуха (толкают мышцы низа живота). Обратите внимание, что живот поднимается постепенно, а грудная клетка не опадает, она остается развернутой, как при вдохе.
Диафрагма, выпрямившаяся при вдохе, при выдохе резко не меняет своей формы, а очень, очень постепенно возвращается к своему первоначальному, куполообразному состоянию, именно этот процесс помогает осуществлять певческий выдох.
При пении не должен резко опадать объем грудной клетки (грудного резонатора).
Дыхание расходуется, воздух выходит, а объем грудной клетки не опадает.
А теперь ощущения, полученные при "задувании свечи" повторите со звуком, то есть спойте на выдохе любой удобный звук, потяните его, а руками в это время "следите" за "механизмом" выдоха.
Проследите, чтобы при пении живот не зажимался, не дергался, чтобы он не выпячивался, не "делался арбузом".
Мышцы живота и диафрагма помогают регулировать певческий выдох, а грудной резонатор (грудная клетка), не меняя своей формы при звучании голоса, делает его объемным, мощным."
Именно это и называется в вокале опорой на диафрагму и использованием грудного резонатора, груди.
Овладение техникой диафрагмального дыхания поможет в пении выдыхать спокойной, плавной, собранной струей, плотной и непрерывной, с хорошим напором, отчего и звук будет ровным и звучным. Постепенная подача воздуха обеспечит максимальное превращение его в звуковые волны.
Умение расходовать дыхание так, чтобы оно все без остатка превращалось в звук, определяет мастерство владения певческим выдохом.
Запомните: "Оканчивая звук, ученик не должен выпускать остаток воздуха быстрым опусканием груди или допускать расслабление в области "подложечки" (диафрагмы), то есть сохранить "вокальную форму" своего инструмента - тела. Добиться этого вначале нелегко, но зато в этом единственно верный путь выработки красивого кантиленного пения". (М. Гарсия)
Такой контроль над сохранением "вокальной формы" и наработанная техника пополнения израсходованного дыхания в паузах или между фразами - гарантия ровного, профессионального звука.
"Нужно следить за тем, чтобы после окончания музыкальной фразы, после снятия звука сохранялось в некоторой степени вдыхательное положение грудной клетки, как говорят вокалисты "оставался резерв дыхания".
(А.Г. Менабени)
Следите, чтобы пауза между вдохом и началом звука (выдохом) была мгновенной, но помните, что это мгновенная "задержка" дыхания чрезвычайно важна:
а) она организует выдох;
б) способствует тому, чтобы не было придыхания, которое сушит горло и мешает точному интонированию и точной атаке звука;
в) препятствует тому, чтобы не вырывался воздух;
г) с призвуком "Х";
д) устраняет потерю дыхания в начале фразы;
е) мгновенная задержка перед выдохом - это момент готовности, скоординированности всех органов, объемов звукообразования.
Упражнения в подборке на канале вам помогут.